Развитие российской микроэлектроники — вопрос острый. В 90-е годы собственная индустрия была свернута. Повсеместным стандартом стали операционные системы от Microsoft и микропроцессоры от Intel.
Но ситуация в мире изменилась, и в 2014 году государство взяло курс на импортозамещение. Информационные технологии — один из ключевых импортозамещаемых сегментов. Наиболее критическое звено — микроэлектроника, производство интегральных микросхем и процессоров на их основе.
Насыщения внутреннего рынка российскими микросхемами мы не наблюдаем. Но какие шаги в этом направлении сделаны?
Первые успехи
Как заявил в феврале 2022 года вице-премьер Юрий Борисов, за последние два года в отрасли микроэлектроники сделано больше, чем за предыдущие 25 лет. По данным Минпромторга, в 2020 году радиоэлектронной продукции произведено на 1,5 трлн рублей, что в полтора раза выше показателя 2019 года.
Руководство консорциума «Вычислительная техника» отмечает: 2020 год — это первые в истории импортозамещения миллиардные контракты на поставку вычислительной техники из реестра российской радиоэлектронной продукции. Сходную оценку дает и критически настроенный к принимаемым мерам исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский: «Электронная промышленность растет существенно быстрее, чем российская экономика в целом».
Вместе с тем для представителей отрасли очевидно: сделано совсем немного по сравнению с тем, что предстоит сделать для технологической независимости.
Амбициозный российский IT-проект SFERA откроет множество возможностей для пользователей: от поиска друзей до развития собственного дела. Следите за новостями на сайте. Есть предложение и для инвесторов. Спасибо вам за поддержку!
Новое в стимулировании отрасли
Остановимся на подвижках последнего времени. Во-первых, жесткие требования административного характера, среди которых:
- запрет на закупку иностранной вычислительной техники для государственных и муниципальных нужд;
- требование минимальной обязательной доли российской электронной продукции в общем объеме закупок госкомпаний. К 2023 году доля будет составлять от 50 до 90%.
Еще одно изменение — в способе отбора проектов для господдержки: принцип сквозных проектов и принцип якорных заказчиков.
Сквозные проекты
Финансироваться будут проекты, создающие сквозную вертикально-интегрированную цепочку производства: от НИОКР и исходного сырья, комплектующих и средств производства до конечных продуктов и сервисов. Сквозной проект не ограничивается производством: необходим еще вывод продукции на рынок. И гарантированный спрос на нее. Львиная доля стоимости проекта должна приходиться на закупку российской радиоэлектронной продукции.
Якорные заказчики
Это крупные участники рынка и основные потребители результатов сквозного проекта. Они получают государственное финансирование на импортозамещение в своем ИТ-хозяйстве. Реализуют сквозные проекты. И сформируют тем самым внутренний рынок: минимальный гарантированный спрос на отечественную микроэлектронику.
Для якорных заказчиков установлен ряд требований. Доля собственных и заемных средств должна составлять не менее 51% от стоимости проекта. Прямое или косвенное участие иностранных лиц в капитале — не более 25%. В штате не менее тысячи сотрудников, использующих радиоэлектронную продукцию или ПО.
Задачи 2030
Вице-премьер Дмитрий Черниченко заявил о цели достичь полной независимости от зарубежной электроники к 2030 году. В том числе намечено:
- войти в топ-5 на мировом рынке;
- достичь лидерства на внутреннем рынке;
- добиться превышения объема экспорта над объемом продаж внутри страны;
- утроить долю электронной промышленности в ВВП;
- довести объем экспорта до 12 млрд долларов;
- довести долю гражданской продукции в объеме производства до 87,9%.
Как видно из последнего пункта, правительство намерено распространить импортозамещение на весь гражданский сегмент. Это новый поворот в политике государственной поддержки. Прежде она была более точечной и касалась в основном оборонного комплекса и госорганизаций.
Запуск новых сквозных проектов
В 2021 году началась совместная работа правительства и общественного экспертного совета по мерам поддержки отрасли. На заседании в феврале этого года одобрены проекты:
- Использование оборудования на российском чипе для оптических магистральных сетей DWDM (DWDM — технология передачи большого числа каналов по одному оптоволокну). Объем государственной поддержки — 27,03 млрд рублей, заказчик — «Ростелеком».
- Внедрение отечественных программно-аппаратных комплексов для корпоративных информационных платформ на базе российского серверного оборудования и отечественного процессора. Объем государственной поддержки — 9,31 млрд рублей, заказчик — ВТБ.
- Применение серверного оборудования на отечественном процессоре для работы с базами данных, позволяющее строить импортозамещенный ИТ-ландшафт предприятия. Объем государственной поддержки — 10,6 млрд рублей, заказчик — ГК «Росатом».
- Использование IP/MPLS маршрутизаторов (MPLS — технология, обеспечивающая высокопроизводительные интернет-коммуникации) на отечественной компонентной базе и российском процессоре для построения транспортных сетей операторов мобильной и фиксированной связи. Объем государственной поддержки — 19,59 млрд рублей, заказчик — «Ростелеком».
- Применение линейки российских оптических трансиверов (приемо-передающее устройство, используемое в оптоволоконной связи для преобразования электрического сигнала в оптический). Объем государственной поддержки — 16,5 млрд рублей, заказчики — «Ростелеком» и «ЭР-Телеком Холдинг».
- Модернизация систем управления доступом и внедрение интеллектуального домофона на российском процессоре. Объем государственной поддержки — 11,05 млрд рублей, заказчик — «ЭР-Телеком Холдинг».
- Перевод облачной платформы «Ростелекома» на российские программно-аппаратные комплексы, включая российскую компонентную базу и отечественное ПО. Объем государственной поддержки — 53,4 млрд рублей.
Общая сумма бюджетного финансирования одобренных сквозных проектов — 147 млрд рублей.
Как вы думаете, реально ли полностью восстановить высокотехнологичную отрасль и за 8 лет достичь полного технологического суверенитета?
Автор:
Юрий Пахомов
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #россия #производство #промышленность #it #микроэлектроника