Разберём ещё одну из причин неправильного произношения звуков, которая может быть обусловлена недоразвитием фонематического (восприятия) слуха. Звук это фонема, а вот фонетико-фонематическое недоразвитие речи это скажем так неправильное восприятие звука из-за отклонений при формировании фонематического слуха ребёнка. То есть смазанное различие оболочки звука с помощью слуха.
К 5 годам жизни ребёнок должен без труда рассказать вам правильно с разнообразным и большим запасом слов любую произошедшую ситуацию.
Но есть случаи, когда ребёнок в этом возрасте не может правильно сформулировать просьбу или вопрос, или грамотно пересказать ситуацию. Ребёнок не воспринимает звук на слух или схожие по звучанию звуки слышит одинаково, например «Ж» и «З». В связи с этим начинается замена звуков на другие более простые для восприятия ребёнка или смешение и искажение звуков. При этом у ребёнка с медицинской точки нормальный интеллект и слух. Ребёнок здоров, но восприятие звука у него не правильное.
С 1-го и к 2–м годам ребёнок должен воспринимать на слух простые инструкции родителя «покажи где машинка», «где кукла» и отвечать на такие фразы: «Где мама?» - ТАМ или ВОТ ОНА, «хочешь ли ты пить?» - ДА или НЕТ отвечает ребёнок, не видя предмета обсуждения, восприятие идёт на слух. Если ребёнок не может выполнить устные инструкции, значит, это первый звоночек к нарушению восприятия.
СОВЕТ: Из-за (ФФНР) фонетико-фонематического нарушения речи ребёнку в школе будет сложнее воспринимать учебный материал на слух. Затруднит изучение иностранных языков. Поэтому развивайте восприятие и слух, тренируйте устные инструкции.
Слух и восприятие не у всех идеальны. Это достаточно сложное обстоятельство, но поправимое. Конечно, придется потрудиться. Можно сводить ребёнка на консультацию к логопеду, и он проведёт диагностику, а можно попробовать сделать это самому. Но для начала родители должны внимательно оценить симптоматику нарушений речи у ребёнка. И если у родителя нет опасений, что это связано с более серьёзными отклонениями здоровья ребёнка, то можно начинать работу по формированию фонематического (восприятия) слуха.
Для начала нужно продиагностировать, какие признаки отклонения в речи ребёнка есть. Но шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ), свистящие звуки (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц), а так же звуки сложно ряда «Р» и «Л» формируются аж до 6 лет. Но при правильном течении развития ребёнка, к 5 годам говорит без особых сложностей. К 3 годам звуки «Д-Т,Г-К, Б,П,Ф, Н,М,В, он должен говорить без труда.
Рассмотрим признаки (ФФНР) фонетико-фонематического нарушения речи при отсутствии у ребёнка иных заболеваний.
1.Смешение, искажение и замена звуков (коза-коСа, коСя)
2. Нарушения слоговой структуры (телевизор-тизий, капуста-пута);
увеличение слогов (чемодан-чиманадан); уподобление одного слога другому (автомат-татамат); перестановки слогов и звуков (молоток-маталок, тамалок) и конечно же стечение согласных (шкаф-каф, бант-бат) и тд.
3. Лексико-грамматические нарушения (понимание «один-много», апельсин-апельсины. Должен отвечать на вопрос «какой, какая?» Например ум - а мальчик (какой?) умный, а девочка умная, ус - а дядя (какой?) усатый и тд).
Разберём подробнее на примерах. Ребёнок в 4 года не может различить два слова, которые в соответствии с его нарушением фонематического слуха звучат одинаково. Например, ребёнок произносит не правильно любой из звуков (С-Ш; З-Ж и тд), и получается, что на слух он не различает слова (крыШа-крыСа, коЖа-коЗа). И если вы проведёте простой тест, то сможете понять, как работает восприятие и слух у вашего ребёнка. На вид ребёнок отличит легко где крыШа, а где крыСа, а вот на слух с трудом. Из-за этого страдает словарный запас ребёнка. Он не сможет рассказать про крышу дома или про крысу, живущую на крыше.
Знакомим ребёнка со звуком, например, «С» или «З», и подкрепляем зрительное восприятие. То есть показываем картинки или сами пишем буквы «С» или «З», но произносим их как звуки. Ребёнок должен чётко запомнить визуальное отличие этих звуков. А вот теперь проведём тест для понимания проблемы. Скажите ребёнку, что вы будете произносить слова, где есть, например, звук «З», и как только он услышит этот звук должен хлопнуть в ладоши. Произносите различные слова: Свисток, Заяц, Соль, Зверь, Звезда, Солнце, поеЗд, Сундук, аЗбука, и тд. При чём делаете яркий акцент голосом на нужные звуки. Потом повторите слова со звуком «С», «Ш», «Ж». Выберите обязательно те звуки, которые ребёнок плохо произносит. В дальнейшем вы будете использовать это как практическое занятие.
СОВЕТ: Перед началом такого занятия объясните ребёнку инструкцию, и проговорите сами, как это должно выглядеть. Тольке после усвоения инструкции начинаете это занятие (тест).
И если ребёнок в большинстве слов хорошо слышит это звук, то с фонематическим восприятием у него порядок и нужно искать другую причину неправильного произношения звуков. Но если нет, то работа по формированию фонетико-фонематического (восприятия) слуха начинается.
Дальше нужно тренировать органы артикуляции, то есть научить ребёнка правильно работать языком, губами и щеками. Эти позы артикуляции он запомнит и начнёт запоминать различие в звуках. Различие в звуках ребёнок должен запоминать и воспринимать с разных сторон, а именно с помощью работы органов зрения, слуха и артикуляции (рта).
Вся вместе проведённая работа даст стойкое восприятия и различие звуков ребёнком на слух. И параллельно в это время ставим правильное произношение звуков в слогах, словах и предложениях. А дальше формируется лексико-грамматическая структура, правильное склонение по падежам, и ребёнок начинает свободно строить фразы и интересно рассказывать.
Хочу предложить хорошие игры для развития восприятия и фонематического слуха ребёнка:
1. «отгадай что звучит»
Нужно показать ребёнку, какие звуки издают различные предметы (как звучит колокольчик, барабан, шуршит бумага, как звучит падающий на пол мячик, как звучит погремушка). Затем производите звуки, так чтобы ребёнок не видел сам предмет, а слышал звук. И просить сказать, что это за предмет.
СОВЕТ: Звуки можно придумать разные. С возрастом звуки меняются на более сложные (звук гороха в банке, звук крупы в стакане, звук шуршащего пакета). Это развивает тонкий фонематический слух. И поверьте это важный момент в формировании полноценного развития ребёнка.
2. «солнце или дождь»
Для этого занятия нужен бубен. Взрослый говорит, что они вместе отправляются на прогулку, пока они гуляют, им светит солнце (взрослый берёт в руки бубен и начинает им звенеть) или может пойти дождь (начинает ударять в бубен). Пока вы звените бубном вы идёте по кругу, а как только вы ударили в бубен, это значит пошёл дождь, и ребёнок должен подбежать к вам и прижаться (спрятаться от дождя). Вы говорите, чтобы он внимательно следил за звуками бубна. Инструкцию можно повторить ребёнку много раз. Эта игра имеет элементы логоритмики и тактильности.
3. «слышим звон и не знаем, где он»
Для этого нам понадобится колокольчик (погремушка и тд). Попросите ребёнка закрыть глазки. Вы уходите в любой угол комнаты и звените в колокольчик, и просите повернуться, не открывая глаз, туда, откуда идёт звук. Здесь идет формирование слухового восприятия и ориентира в пространстве.
4. «шумящие мешочки»
Эта игра для разных возрастов от 2-6 лет. Зависит от того, чем вы наполняете мешочки и сколько мешочков.
Вместе с ребёнком заполняйте мешочки заранее приготовленными материалами (крупы, пуговицы, скрепки, Лего, шарики, кубики, бумажки, шуршащие пакетики, крышки и тд) в ход может идти всё. Ребёнок должен определить по звуку закрытого потряхиваемого мешочка, что это звучит. Предварительно изучите эти звуки.
А вот если ребёнок в слепую проникнет рукой в мешочек, то это уже совсем другое упражнение. Не менее полезное для общего развития.
Есть множество игр для общего развития. Как видите, они не требуют больших финансовых затрат. Просто приложите немного усилий и терпения, и вы увидите, как изменится мир вокруг вашего ребёнка.
Если у Вас возникают вопросы, то напишите в комментарии, и я обязательно отвечу.