Найти в Дзене
Друг Истории

Женщины фильма "Одиннадцать молчаливых мужчин". Прототипы, персонажи, сюжеты.

Фильм Алексея Пиманова о турне в Англию в 1945г. команды Динамо украшают 4 женских персонажа. Все они имеют реальные прототипы, наиболее близка к настоящей героине - переводчица Шура (Софья Шуткина). Но по важности для развития сюжета фильма она имеет номер 3.

афиша фильма Одиннадцать молчаливых мужчин
афиша фильма Одиннадцать молчаливых мужчин

Первый очерк о фильме "Фильм и подлинная история Турне. На поле и за полем" см. здесь

Эбби. №1. Ключевую роль для сюжета картины исполняет корреспондент Дейли Мейл Эбби (Алёна Коломина). Как это ни странно, её идея устроить показной любовный роман с одним из советских футболистов и обрести на этом блистающий желтизной журналистский успех имеет некоторую документальную основу или оправдание. Сам персонаж экспансивной и амбициозной Эбби соткан из 3 эпизодов, имевших место во время турне.

1. Прилет 4 ноября 1945г. советской делегации на 2 самолетах Дакота (Douglas DC-3) в аэропорт Кройдон вместо места назначения Норлот - это исторический факт. Футболистов удивил сиротливый вид аэропорта. Но недолго они были в одиночестве. С 5 минутным опозданием из Норлота сюда примчался глава английский футбольной ассоциации Стэнли Роуз, представители советского посольства и журналисты. Алексей Хомич: "Я давал первое в жизни интервью, причём особенно активно атаковала меня экспансивная дама.. Её вопросы казались странными, не имеющими отношения к делу." (Летопись Акселя Вартаняна. 1945 год)

Журналисты прибыли на аэродром все вместе, никакого "киношного" экcклюзива у Эбби не было. Но какая-то "Эбби" среди репортеров была.

2. В одной из газетных статей я читал о том, что против тренера Динамо Михаила Якушина (Павел Турбинер) одной дамой была устроена своеобразная провокация во время их общения с целью получения фотоснимка щекотливого содержания.

3. В книге Дэвид Даунинга рассказывается об известной журналистке Ольге Франклин (1911-1985). Ольга, которая представляла и Daily Sketch, и Daily Mail, родилась в русской семье. Знание русского языка она активно использовала в своей репортерской деятельности.

Ольга Франклин (вторая слева) с советскими офицерами. https://lettersfromoggi.wordpress.com/
Ольга Франклин (вторая слева) с советскими офицерами. https://lettersfromoggi.wordpress.com/

Ольга Франклин. https://www.chroniclelive.co.uk/news/history/letters-former-chronicle-reporter-tell-8955669
Ольга Франклин. https://www.chroniclelive.co.uk/news/history/letters-former-chronicle-reporter-tell-8955669

Для 2-ого матча с валлийским клубом Кардифф Сити команда Динамо приехала на поезде в г. Кардифф (Уэльс). Накануне матча - далее цитата из Даунинга: "вечером (16 ноября) гости в первый раз ослабили защиту, они позволили говорящей по-русски журналистке Ольге Франклин пообщаться с игроками в гостинице. Возможно, на них подействовала её красота, а может быть, иметь дело с женщиной им казалось безопаснее. Или решили, что настало время настало время дипломатам показать себя во всей красе. Но, каковы бы ни были причины, побудившие их допустить её "незаметное присутствие", она им воспользовалась на всю катушку. Её простой отчет в Daily Sketch о том, что она видела или слышала был, вероятно, более красочным, чем хотели того советские...Допустив Ольгу Франклин к себе, они послали сообщение, что русские обычные, и не исключено, что именно таким было их намерение." Так или иначе мы от Ольги- "Эбби" узнаем, что наши футболисты жадно просматривали картинки в журналах, особенно посвященные женской моде. "Любовник Эбби" Всеволод Бобров (Макар Запорожский) играл в домино в тот вечер, возможно, он тоже общался с Ольгой. Вадим Синявский (Павел Крайнов) играл на рояле, а представившийся ещё и специалистом по женской моде, затрепавший журнал с красотками, Владимир Савдунин пел. (Ист. "Пассовочка. Турне московского "Динамо" по Британии, 1945")

В 1945г. Ольга Франклин ещё не умела водить автомобиль, что подтверждает фото ее занятий по вождению в British school of motoring в 1958г. см. фото по ссылке

Эбби с Бобровым в фильме. ист.Кинопоиск
Эбби с Бобровым в фильме. ист.Кинопоиск

Виктория Стрелкова. №2 по женским ролям и загадка №1 для всех. Дэвид Даунинг в своей книге трижды говорит о помощнице комментатора Вадима Синявского - некой мисс Стрелковой (Евгения Лапова).

Кардифф, 17 ноября 1945г. Даунинг: "Сидевшая рядом с Синявским его хорошенькая новая помощница мисс Стрелкова выглядела, как красотка из русского Голливуда." Глазго 26 ноября 1945г: "Остроглазые журналисты отметили, что в делегации было всего 2 женщины - к Елисеевой присоединилась мисс Стрелкова, которая снова будет помогать Синявскому вести репортаж."

Синявский и Стрелкова в фильме.  Ист. инстаграмм evgeniya_lapova
Синявский и Стрелкова в фильме. Ист. инстаграмм evgeniya_lapova

В фильме Виктория Стрелкова играет роль атташе по культуре. Такая дипломатическая должность была в штате МИДа в 1945г. Тем не менее по ходу фильма становится ясно, что Виктория - это ещё и тайный агент нашей спецслужбы, имеющая боевой опыт. В фильме Вадим Синявский прямо в репортаже на стадионе говорит о том, что его в Севастополе на Малаховом кургане в 1942г. спасла она, его товарищ - Виктория Стрелкова. Севастополь - это правда, а как спасли раненого Вадима - это область кинодогадок.

В очерке Легенды радио. Вадим Синявский читаем " 1 марта (1942) он (Вадим) поднялся на Малахов курган к артиллеристам. «Говорит осаждённый Севастополь!» — это было всё, что корреспондент успел произнести. Рядом разорвалась мина. Вадим Синявский лишился левого глаза." Стрелкова, как спасительница, нигде в очерках не упоминается. Да и на сайте "Память народа" имя такой военнослужащей РККА Виктория Стрелкова отсутствует. Имя можно, разумеется, в кино поменять, а Даунинг его в книге, увы, нам не подсказывает.

Динамовцы выходят с цветами на стадион Стэмфорд Бридж 13 ноября 1945. Первый Якушин, далее Карцев, Бесков.
Динамовцы выходят с цветами на стадион Стэмфорд Бридж 13 ноября 1945. Первый Якушин, далее Карцев, Бесков.

Должность культурного атташе наводит на некоторые размышления о том, что мисс Стрелкова (встречающая в кино команду в аэропорту) должна была бы просвещать советских футболистов об обычаях в Англии. Но похоже, посольские люди такую задачу перед собой не ставили. Иначе почему на первый матч с Челси 13 ноября 1945г. динамовцы вышли с букетами цветов (гладиолусы и хризантемы) и подарили их игрокам-англичанам, чем немало тех смутили. Дело в том, что британские мужчины редко дарят цветы, а если дарят то на день рождения, в знак извинения после ссоры и на похороны. Поскольку вручались хозяевам поля похоронные цветы - хризантемы, выглядело это определённо так, что Динамо вышло на стадион Стэмфорд Бридж, как на похороны. Мы как бы сказали заранее, что уже похоронили своего противника (в игре), а по английской примете вообще обрекли его на гибель. Из книги Даунинга: "Голкипер Вик Вудли смотрит прямо на фотографа с пожеланием, чтобы тот провалился прямо под газон.."

Челси 13 ноября Ист. фото из книги "19:9. Взгляд сквозь годы"
Челси 13 ноября Ист. фото из книги "19:9. Взгляд сквозь годы"

#фк динамо

Наши мужчины списали эту заминку только на смущение. Несмотря на то, что в СССР перед матчем было тогда принято дарить цветы, на вторую игру в Кардиффе был подарен только один букет капитану Кардифф-Сити. Тот сумел изобразить радость на лице и переподарил букет своей сестре.

Динамовцы в Кардиффе 17 ноября. Правильная атрибуция фото осуществлена в интернете впервые Ист. фото https://s74794.cdn.ngenix.net/m/d5d6/1159/aa3e/4f4c/9bfd/7f66/ab67/f714/1200_1200_max.jpeg
Динамовцы в Кардиффе 17 ноября. Правильная атрибуция фото осуществлена в интернете впервые Ист. фото https://s74794.cdn.ngenix.net/m/d5d6/1159/aa3e/4f4c/9bfd/7f66/ab67/f714/1200_1200_max.jpeg

В ответ в шахтерском Кардиффе валлийские футболисты преподнесли нашим игрокам шахтёрские лампы, как будто они шахтеры и трактористы. И тут Якушин, наконец, вспомнил о факторе культуры: "Я серьезно забеспокоился и начал расспрашивать хозяев. И тут к нашему ужасу выяснилось..." Что выяснилось про английские обычаи и похороны, смотри выше...

Валлийцы дарят динамовцам лампы. Ист. https://footballclassic.ru/wp-content/uploads/2020/09/Arsenal-prinimaet-moskovskoe-Dinamo.jpg
Валлийцы дарят динамовцам лампы. Ист. https://footballclassic.ru/wp-content/uploads/2020/09/Arsenal-prinimaet-moskovskoe-Dinamo.jpg

Учитывая все эти обстоятельства, думается, что там близко не было никакого атташе по культуре). Возможно, реальная мисс Стрелкова и была как-то связана со спецслужбами, как были связаны с ними многие советские граждане за рубежом. А помогала она, вероятно, Синявскому на матчах в т.ч. с английским языком.

Томми Лаутон(Челси). Ист. https://alchetron.com/Tommy-Lawton
Томми Лаутон(Челси). Ист. https://alchetron.com/Tommy-Lawton

Сюжет о том, что Стрелкова спасает английского игрока Челси Томми Лаутона (Глеб Гервассиев) от лап дельцов подпольного тотализатора Пеппера (Андрей Чернышов), выдуман. Футбольный тотализатор, конечно, в Англии был. Приезд русских в Англию навел большой шорох в рядах болельщиков. Никто не ожидал, что русские победят родоначальников футбола. Газеты писали, что Томми Лаутон накидает полную шляпу голов, но ставки всё равно активно делались. В основном ставили, конечно, на победу Челси. Но появилось, например, в газетах и такое сообщение, что человек, поставивший на победу русских в первом их матче с Челси, получил крупную сумму. А ведь матч окончился вничью 3:3. Судя по этой информации, подпольный делец, ставивший за русских, должен был что-то получить и за ничью, поэтому у Пеппера по идее не было сильной мотивации мстить Лаутону за его отказ подыгрывать русским. Но всё равно простор для фантазии сценаристов здесь остается.

Пеппер на трибуне в фильме. Яблоко символизирует тайную ставку на Динамо
Пеппер на трибуне в фильме. Яблоко символизирует тайную ставку на Динамо

Шура. №3. В самолете в Англии с игроками летит переводчица. Её существование никто не подвергает сомнению.

Шура у самолета. Ист. инстаграмм  sofishutkina
Шура у самолета. Ист. инстаграмм sofishutkina

Это Александра Елисеева (Софья Шуткина), преподаватель английского языка из МГУ, "изящная миниатюрная женщина в синем платье из сержа и в чёрной шляпке с 2 лентами". В Англии она быстро получила прозвище Молчунья за немногословность при переговорах и в общении. Александра была равнодушна к футболу и не разбиралась в нём, что отражено в кино. Неудивительно, что на ряд важных переговоров с англичанами приглашался посольский переводчик Евгаров. В кино явно занижен возраст дамы - Шуры. Даунинг пишет в своей книге о седых волосах нашей переводчицы и её двух сыновьях - 15 и 18 лет.

Александра Елисеева. Ист. фото из книги "19:9. Взгляд сквозь годы"
Александра Елисеева. Ист. фото из книги "19:9. Взгляд сквозь годы"
кадр из хроники Александра Елисеева
кадр из хроники Александра Елисеева

По киносюжету Шура вместе с Бобровым должна была доставить новые мячи на стадион Уайт Сити. Якушин хотел, чтобы каждый игрок имел свой мяч на тренировке, что доставило беспокойство англичанам, которые так своих игроков не "баловали" . Клубам тогда было вовсе не до жира, Дело в том, что после войны в Англии не хватало кожи, да и ввоз каучука для резиновых камер из освобожденного от японцев Сингапура только налаживался. Мячи были в большом дефиците. У Якушина было на всех 5 мячей, он требовал ещё 6. Это напрягло футбольную ассоциацию. В конце концов, клуб Челси одолжил Динамо на пару недель 5 или 6 мячей.

Для яркости картинки в фильме показано, что Шура притащила на стадион гораздо больше мячей, а не 5-6. Возможно, у Челси в 1945г. столько мячей, сколько показано в кино с современными стереотипами, не было.

Шура притаскивает мячи (сразу все 11) на стадион, кадр из фильма
Шура притаскивает мячи (сразу все 11) на стадион, кадр из фильма

Тренировки Динамо в Лондоне проводились на стадионе Уайт Сити. Стадион был специально построен для проведения летних Олимпийских игр 1908 года. В 1932-1958 стадион использовался для боксерских встреч, в 1928-1984 для спидвея. А с 1927 он стал меккой собачьих бегов.

Открытие Олимпийских игр в Лондоне 1908, Уайт Сити.
Открытие Олимпийских игр в Лондоне 1908, Уайт Сити.

Режиссер Алексей Пиманов решил сгустить краски и подал зрителям "через уста Эбби" олимпийский стадион, как место (Шепард Буш) для собачьих бегов. Масштаб Уайт Сити он выбросил из сценария, поскольку там, возможно, не было футбольных ворот.

Вот кадр хроники о тренировке Динамо перед матчем уже в Англии. Ворота есть, но не указано, на каком это стадионе. Возможно, это все же плановая тренировка на Стэмфорд Бридж 12 ноября 1945г., а не  Уайт Сити.
Вот кадр хроники о тренировке Динамо перед матчем уже в Англии. Ворота есть, но не указано, на каком это стадионе. Возможно, это все же плановая тренировка на Стэмфорд Бридж 12 ноября 1945г., а не Уайт Сити.

Такая трактовка выглядит то ли как происки, то ли как неуважения англичан по отношению к гостям. Между тем всё совсем не так. Якушин не хотел, чтобы команда тренировалась на виду английских клубов, а где было взять для Динамо свободный стадион в пострадавшем от бомбёжек немцев Лондоне? Футбольная ассоциация договорилась о выделении гостям Уайт Сити в районе Шепард Буш.

Что сказал сам Якушин об этом месте? - "Все тренировки проводили на отличных полях. Собственно говоря, Англия как раньше, так и теперь славится своими великолепными зелеными газонами." Даунинг: "Гости были удивлены, узнав, что на таком стадионе (Уайт Сити) с "замечательным полем, прекрасным газоном и удобными трибунами" не проводились матчи." Кстати, динамовцы в один из дней посетили собачьи бега и делали ставки в забегах.

Уайт Сити, 1960 перед собачьими бегами. Википедия
Уайт Сити, 1960 перед собачьими бегами. Википедия

4. Валерия Васильева (Ольга Лерман), невеста Константина Бескова (Дмитрий Белоцерковский). №4. В фильме девушка представлена старше по возрасту. В 1945 году ей было всего 17 лет, она танцевала в ансамбле имени Дунаевского. Футболист привез юной девушке из Англии модные туфли на каучуке и пластинки Вертинского и Лещенко. Как звонит в Москву Бесков, чтобы узнать размер обуви, в фильме показано. Но вряд ли бы он стал молчать перед этим в телефонную трубку, поскольку предложение выйти замуж Лере Костя сделал накануне поездки.

Ольга Лерман и Дмитрий Белоцерковский на съемках фильма. https://www.kinopoisk.ru/picture/3749154/
Ольга Лерман и Дмитрий Белоцерковский на съемках фильма. https://www.kinopoisk.ru/picture/3749154/

Валерия Бескова (1928-2010) в фильме Повесть о первой любви 1957 https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/sov/5222/foto/a12947/120829/
Валерия Бескова (1928-2010) в фильме Повесть о первой любви 1957 https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/sov/5222/foto/a12947/120829/
Валерия и Константин БЕСКОВЫ. Фото из архива семьи Бесковых https://www.sports.ru/tribuna/blogs/shumakov/985917.html
Валерия и Константин БЕСКОВЫ. Фото из архива семьи Бесковых https://www.sports.ru/tribuna/blogs/shumakov/985917.html

В целом всё смотрится отлично.

Продолжение смотрите

Признателен за лайки и подписку) Олег Душин ©, Друг Истории №90, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории

Очерк включен в Подборку Исторические фильмы.

Исторические фильмы | Друг Истории | Дзен