Фильм "11 молчаливых мужчин" интересно посмотреть и второй раз. В этом фильме о турне динамовцев в Англии находишь столько исторических нюансов, что с первого раза их все и не упомнишь. Особенно много любопытных моментов относится к собственно игре. После 2 очерков о смысловых моментах этой картины я попробовал разобраться с тем, как снимаются футбольные матчи в российском кино. Понятно, что не все эпизоды острой игры можно просто так переснять с актерами, поскольку их можно сравнить с трюками. А иногда режиссер может изменить ход событий в интересах большей зрелищности.
#Динамо
Первый матч Динамо с Челси в ходе турне состоялся 13 ноября 1945г. на стадионе Стэмфорд Бридж, он претендует на документальную передачу в фильме. С этим и попробуем разобраться с помощью книг клуба Динамо "19:9" и Даунинга "Пассовочка"
смотрите ранее Одиннадцать молчаливых мужчин. Фильм и подлинная история Турне.
Женщины фильма "Одиннадцать молчаливых мужчин". Прототипы, персонажи, сюжеты.
#одиннадцать молчаливых мужчин
1.Начало матча в кино кульминирует ударом Карцева (Александр Алешкин) по воротам. Василий отличным финтом проходит к воротам, и вратарь отбивает мяч из верхнего угла ворот. В той игре динамовцы активно играли в начале, переигрывая Челси, но добиться успеха долго не могли.
2. В кино Харрисон дает пас Бейну, тот обыгрывает Радикорского (Алексей Чечукевич), отдает мяч Лаутону (Глеб Гервассиев), а тот бьет в ворота. Хомич (Роман Курцын) выбивает в прыжке мяч. На трибунах раздается - Тигр. Наш вратарь получает "в народе" свое прозвище. На самом деле этот эпизод c прыжком был в конце первого тайма, когда счет был в пользу англичан 2:0.
3.Счет 0:1 23-я минута. В кино Вильямс дает с правого края на Лаутона. В игре немного не так - После углового Бейна мяч подан на ход Лаутону на месте правого полусреднего... Далее как примерно в кино. - Вратарь выбегает из ворот. Но Лаутон выбивает мяч из рук вратаря Хомича, и Гулден с 4 метров пробивает в пустые ворота. Выбивать мяч из рук вратаря можно было в Англии до 1965 года, для наших футболистов это местное правило явилось открытием.
4.После первого гола Бобров (Макар Запорожский) мчится через все поле к воротам англичан. Удар, вратарь Вудли (Сергей Беляев) отбивает в прыжке мяч, и тот уходит выше ворот. Может было, как показано в кино, так, а может Бобров попал именно тогда во вратаря, мне не совсем ясно. Мнения - куда попал - разнятся
5.Счет 0:2 30-я минута. В кино - Мяч подан на Лаутона. Хомич выбегает из ворот и отбивает мяч. Мяч попадает к Станкевичу (Кирилл Кузнецов), тот пытается отбить его. Но Вильямс успевает набежать сзади и направить ногой мяч по воротам, пока Хомич ещё лежит.. В той игре отбитый Станкевичем мяч попал в корпус Вильямса и от него отлетел в сетку.
6.Пенальти. В кино Бесков дает пас Боброву, но тот получает в штрафной удар по ногам и падает. В игре - в стелющемся подкате Рассел в штрафной выбивает на 37 минуте мяч у Бескова (Дмитрий Белоцерковский), и тот падает. За это назначается пенальти. Его пробивает Леонид Соловьев (Александр Коркунов), признанный мастер по 11 метровым. Но его мяч на этот раз попадает в штангу. В кино - мяч отлетает от штанги на защитника и тот его выбивает за поле. На самом деле, мяч отлетел на зрителя-корреспондента и ушиб его голову. Поэтому никакого доигрывания не случилось.
Перерыв между таймами - речи Якушина (Павел Трубинер) и Синявского (Павел Крайнов) в раздевалке - показаны принципиально правильно, включая отсылки на фирменную изюминку Динамо - обмен футболистами ролями на поле, что путало английскую защиту. Не будем на этом останавливаться.
2-ой тайм
7.Cчет 1:2 65-я минута. Кино - Радикорский Боброву, тот Соловьеву. Вроде как Соловьев дает с левого края дает пас Карцеву и тот слету при подходе к вратарской площадке попадает в ворота. В кино он попадает в ворота с 7-8 метров. А в игре это произошло с дистанции 18 метров! Соловьев с левого фланга отдавал мяч в центр Бескову, а не Карцеву, но Бескову преградил путь защитник Рассел, поэтому наш центрфорвард отдал мяч назад Карцеву, приближающемуся к штрафной площадке. Отсюда и произошел хлесткий, фирменный удар, а слету или нет - можно догадываться.. Вероятно, документально передать в кино этот удар было сложно.
8.Английские зрители (их около 80 тысяч) активно и шумно радуются голу, забитому, наконец, динамовцами. Они всё равно уверены в победе Челси. Такое приветствие выглядит парадоксально, поэтому у Пиманова в фильме зрители-англичане реагируют молча на наш успех.
9. Cчет 2:2 Бесков изящно сбрасывает мяч на Архангельского и тот из штрафной забивает гол на 71-й минуте. В кино примерно так, как в жизни, но в кадрах хроники видно, что пас проходил на больших скоростях, чем в фильме. Голос за кадром одного документального кино, правда, сообщает, что это Бобров отдал мяч Архангельскому, но, возможно, это ошибка. Архангельский, кстати, получает удар по ногам от защитника, но это в кино не показано.
10.Здесь болельщики начинают скандировать фортин саузенд, называю цифру (14000 фунтов), которую заплатил Челси за Лаутона. Этот момент показан в кино ещё перед первым голом матча, когда Эбби кричит: "Джонни, за тебя заплачено 14000!"
#Челси
11. Счет 2:3 77-я минута. Лаутон забивает в кино нам гол головой с подачи слева Тэйлора. В игре было всё драматичней. Сначала Лаутон ударил (умудрился) по рукам вратаря Хомича, протянутым к высоко летящему мячу. Капитан Семичастный посылает мяч головой высоко в воздух. 2 наших защитника и Лаутон пошли на этот мяч, но Лаутон взлетел выше всех и действительно головой забил гол. На эти трюки киношники решили не тратиться.
12. Счет 3:3 Может сложиться впечатление, что буквально на последней минуте игры по версии кино Бобров забивает гол. Мы слышим слова Синявского о том, что эта одна из последних наших атак в этом матче. Но это психологический эффект. На самом деле Бобров забил свой гол на 83-84 минуте, то есть за 5-6 минут до конца. В кино мы видим часы и время 15.08. Матч должен закончиться в 15.15, так что режиссер никого не обманывает. Мяч Боброву в штрафной площадке якобы (по книге Даунинга) отскочил от английского защитника, иначе бы ему засчитали офсайд.. В кино мяч подает с левого фланга Блинков, в книге Динамо это Бесков исхитряется отдать мяч направо, где его принимает Бобров. Защитник Харрис бросается, падает на его ноги, но Бобров успевает пробросить мяч вперед и тут же бъет в ближний угол с 10 метров.
О нюансах типа того, что автобус в Англии у Динамо в книге Даунинга был красно-коричневый, а в кино изображен какой-то светло-коричневый, смотрите в моих предыдущих очерках.
Важно добавить, что в фильме пропущен момент поселения динамовцев в день прибытия 4 ноября в кенсингтонские казармы, где стены были "декорированы", по словам Синявского, плесенью и паутиной. Советская сторона переносила сроки прибытия в Лондон, поэтому и возникла проблема с жильем. Лишь вечером 6 ноября всю команду поселили в отеле Империал. В фильме эпизоды как с казармами, так и с многочисленными звонками англичан с предложением о размещении гостей у себя дома, дипломатично пропущены. Спортсмены оказываются сразу в отеле.
см. также по футбольной теме у меня Фильм "Центр Нападения". Советское кино о футболе
Очерк включен в подборку Исторические фильмы.
Смотрите уникальные материалы в блоге Друг Истории.
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №100 Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории.