Однажды мне был задан такой вопрос: "Почему так много различных между собой икон Богородицы с разными названиями, Богородица же Одна?"
Учёные исследователи христианского искусства давно ставили перед собой задачу классифицировать определённые схожие между собой образцы икон по какому-то общему или характерному для них признаку.
Известный историк искусства Д. В. Айналов, ученик Никодима Павловича Кондакова, первым обратил внимание на античную основу христианского художественного синтеза, установив широкую преемственность композиционной схемы икон и их пластическую характеристику.
Так выделяют три основных иконографических типа икон Богородицы по исполнению:
Первый тип,- Умиление, с греческого Ελεούσα переводится как "милостивая", "милующая" от έλεος — сострадание, сочувствие)
( Ранние примеры такого типа -"Владимирская", впоследствии : "Донская", "Феодоровская", "Волоколамская", и др. )
Второй тип. Одигитрия (в передводе с греч. дословно означает "путеводительница" ( в значении ко Христу, поскольку указывает на Него); ранние образцы -"Влахернская", затем: "Смоленская", "Страстная", "Иверская", "Казанская", "Скоропослушница", "Тихвинская", "Черниговская" и другие)
Третий тип. Оранта (ранний прототип - "Никопея", затем сюда же: "Знамение", "Воплощение", и т.п.)
Для каждого типа икон соответствует определённая композиционная схема, постановка и взаимосвязь фигур, характерные жесты.
Так, например, на иконе Богородицы типа "Умиление", лик Пречистой изображается склонённым и соприкасается с головой Богомладенца. Рассмотрим, напртмер, икону византийского происхождения, которая получила название по иконографическому типу "Умиление",- Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλούσα — сладко любящая)
К типу "Умиления" относятся также: старинная почитаемая "Белозерская" икона Божией Матери, "Владимирская" (ГТГ).
Богоматерь "Страстная":
Здесь такое истолкование: тихая скорбь Богоматери о Его мученической человеческой судьбе, имеются дополнительные изображения Ангелов с Орудиями Страстей ( т.е. испытаний и страданий Христа).
На иконе соответствующей типу "Одигитрии", Богородица представлена фронтально, правой рукой Она указывает на Младенца Христа, который расположен чаще всего у неё на левой руке.
Бывают небольшие исключения, например, икона Божией Матери "Троеручица":
Мы видим, что на этой иконе Богородица изображена в другую сторону, то есть на Своей правой руке Она дежит Младенца Христа, а левой на Него указывает. Такая особенность всё равно не меняет принадлежности данной иконы конкретному типу -"Одигитрии". Икона "Одигитрия" главная защитница Византии.
"Оранта" представлена в виде фигуры Богородицы иногда с двумя воздетыми руками в молении или предстательстве. Часто этот образ используется в иконе "Знамение", где посреди фигуры Божией Матери изображен сферический круг с Христом Эммануилом.
Богословское осмысленте такого иконографического типа связано с Воплощением, с явлением в этот мир Богочеловеческого естества. В основе иконографии лежат два текста Священного Писания:
- Ветхого Завета: пророка Исаии (7 глава 14 стих: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил");
- и Нового Завета: От Луки глава первая стих 30-33: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца")
В медальоне изображён Младенец как Пророчество о Воплощении Богочеловека. Богоматерь "Никопия" - иконографический тип Богоматери "Знамение".
Необходимо упомянуть икону XV века "Битва новгородцев с суздальцами" из основной экспозиции в Третьяковской галерее:
На ней изображены: слева- осаждённые новгородцы, а справа-суздальцы. В композиции лежит сюжет "сказание об иконе". Образ- икона "Знамение" на стороне новгородцев. Это такой иконописный сюжет, в основе которого лежит ещё историческое событие 1170 года: осада Новгорода войском под предводительством суздальского княжича Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского. Но на стороне новгородцев явное чудо,- войско суздальского князя Мстислава пускают стрелы, а стрелы эти попадают в лик Божьей Матери, и из иконы истекают слёзы. В итоге, суздальцы потерпели поражение и были разбиты.
Продолжим рассмотрение изображения типа Богоматери "Никопея" (с греч.- "Победоносная"). На иконе прямо по центру изображается Младенец Христос на фоне Богородицы, которая восседает на Троне.
Первообраз такой сложившейся впоследствии иконографии представлял из себя поясное изображение Богоматери. Он происходил из Византии и имел там широкое распространение. Очень почитаема была эта икона. Создание такого образца приписывают обычно святому евангелисту Луке.
Понимая такие существенные особенности и различия между тремя основными типами икон, появляется возможность легче ориентироваться в образцах.
Так несколько позже возникнут новые типы икон. Например, Богоматери Лоретской, об иконографии которой узнают наши мастера ближе к XVII веку, благодаря во многом западноевропейским гравюрам. Произойдёт свое восприятие этого образа, появится новая иконография Богоматери "Прибавление ума"...
Но это будет, скорее всего, отдельная тема.