Найти тему
Восемь лап!

"Челюсти" Как одна акула изменила кинематограф. Тайны фильма

Летом 1975 года фильм «Челюсти» заставил людей по всему миру чувствовать опасность в воде.

«Челюсти» дебютировали 20 июня 1975 года. Universal Studios сделала ставку на то, что, запустив фильм в широкий прокат в кинотеатрах по всей стране и более, что тогда было редкостью.

«Челюсти» месяцами шли в кинотеатрах и заработали более 470 миллионов долларов, став, таким образом, первым летним киноблокбастером.

Картина оставалась самым кассовым хитом всех времен, пока два года спустя Джордж Лукас не вытеснил ее с первой строчки еще одним летним хитом «Звёздные войны».

-2

Что делает эту историю еще более примечательной, так это то, что «Челюсти» были фильмом, страдающим от производственных проблем.

Спилберг, ранее снявший только один полнометражный фильм «Шугарлендский экспресс», отставал от графика и сильно превысил бюджет. Фильм был снят на Винограднике Марты, и съемки длились почти 160 дней вместо запланированных 55 и стоили более чем вдвое больше первоначального бюджета в 4 миллиона долларов.

Что еще хуже, заглавный герой фильма "Челюсти" представлял собой неисправный беспорядок, который редко работал. В документальном фильме «Изготовление челюстей», снятом к 30-летию фильма, Спилберг рассказал о разочаровании, которое он испытал из-за неработающего Акульего робота.

-3

И эти механические неполадки, возможно, были самой важной технической неразберихой в истории кино.

Частые задержки позволяли постоянно совершенствовать сценарий. И поскольку его основные спецэффекты не работали должным образом, Спилбергу пришлось импровизировать. В результате акула (по прозвищу Брюс в честь адвоката режиссера) не появлялась на экране впервые до 81-й минуты 124-минутного фильма.

Сохраняя изображение акулы за кадром на протяжении большей части фильма, Спилберг использовал стратегию, часто используемую мастером саспенса Альфредом Хичкоком, как писал кинокритик Роджер Эберт в своей книге «Великие фильмы 2» (Random House, 2005)

«Бомба лежит под столом и взрывается. Вот это неожиданность», — цитирует Хичкока Эберт. «Бомба под столом, но она не взрывается. Это саспенс».

-4

Эберт объясняет, что большую часть фильма Спилберг оставляет зубастую акулу под столом, и в результате получается один из самых эффектных триллеров, когда-либо созданных.

Жуткое напряжение в сочетании с четкой операторской работой и незабываемым саундтреком Джона Уильямса сделали «Челюсти» сенсацией, вызывающей мурашки по коже.

Ошеломительный успех «Челюстей» открыл глаза руководителям студий на прибыльность летних фильмов. Сегодня в это трудно поверить, но в 1975 году летние месяцы считались свалкой фильмов.

-5

После «Челюстей» студии изменили курс и начали готовить высокобюджетные концептуальные фильмы на лето. И вместо медленных фильмов Голливуд начал выпускать свои громкие фильмы в широкий прокат для максимального воздействия.

Можно только гадать, чем бы все это обернулось, если бы роботизированная акула действительно сработала так, как этого хотел Спилберг.

#Челюсти #кинематограф #кино #фильмы