Найти тему
Любитель балета

Испугавшая притча балетмейстера Якобсона

В 1967 году в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова состоялась премьера балета «Страна чудес» на музыку Исаака Шварца. Балетмейстер Леонид Якобсон давно, еще с 1941 года вынашивал эту идею, и наконец все сложилось. Главный балетмейстер Константин Сергеев поддержал его, считая спектакль на такую тему остро необходимым труппе, что уж говорить, несколько творчески застоявшейся. Какая тема? Это был балет о ВОЙНЕ. Не в прямых, реалистичных формах, а в образно-метафорических, иносказатель­ных, притчевых. На сцену вышли герои и символы русских сказок и сказаний: Девица-Краса, Ясный Сокол, Чудище о трех головах, живая вода, волшебные яблоки и др. Оформляли спектакль художники Палеха в своем стиле: своеобразном, пестром на черном фоне, что стало недостатком, но сейчас речь не об этом. Моя главная цель сегодня: описать вам сюжет (и его воплощение) этого балета, ставшего трагической легендой и быстро пропавшего со сцены уже в следующем году.

Мирная жизнь

Спектакль начинался лирическим дуэтом Девицы-Красы и Ясного Сокола. Их роли исполняли Наталия Макарова и Елена Евтеева, Валерий Панов и Юрий Соловьев. Затем были танцы юношей и девушек: групповые, сольные.

Макет декорации к балету «Страна чудес». Изображение гос. музея Палехского искусства: http://muzei-paleh.ru/vyistavka-strana-chudes/
Макет декорации к балету «Страна чудес». Изображение гос. музея Палехского искусства: http://muzei-paleh.ru/vyistavka-strana-chudes/

Внезапно – тьма. Появляется похожее на рептилию чудище. Оно дьявольски хохочет. Ясный Сокол бросается на него, но чудище исчезает так же внезапно, как и появилось. Обеспокоенные люди расходятся, а Ясный Сокол встает на стражу.

Тишину нарушили резкие музыкальные крики. Они перешли в страшную визжащую музыкальную тему. Горизонт окрашивался красным заревом. Нашествие врагов началось. Ясный Сокол трубил тревогу, собирая воинов.

Нашествие чудищ

Шел массовый танце­вальный эпизод «Нашествия»: сплоченной ордой, над которой торчало множество копий и пик (а это один из мотивов древнерусской героической живописи), враги надвигались на стоявшую перед ними шеренгу воинов и рассекали ее надвое. И так далее. Юноши разрознены.

Чудища реально были чудищами: и внешне (хвостатые, в чешуе), и хореографически. «У всех трясущиеся бешеные головы. Острые, сильные, членистые движения. Выкрутасы руками» – писал Якобсон.

Эскиз Бориса Немтинова из того же источника. Облик чудища.
Эскиз Бориса Немтинова из того же источника. Облик чудища.

Под холодящую сердце дробь барабанов армия уродов-чудищ побеждала. Исполнялся марш победителей – он был из одной когорты с «поганым плясом» из балета «Жар-птица» Стравинского и Фокина. В кульминации этого марша появляется Царь чудищ – трехглавый, похожий на паука (его исполнял Анатолий Сапогов). Образ Зла в его лице был сочинен и исполнен просто потрясающе.

Но неприветливо чудищ-оккупантов встретила завоеванная земля. Тянули они руки к золотым яблокам – а те, как в сказках, чернели; подносили чашу к ручейку – а он иссякал. У пришельцев не было будущего здесь. На этом завершался первый акт.

В начале второго акта спрятавшаяся Девица-Краса выходит из убежища и попадает в плен к пришельцам.

Жители страны чудес укрылись в лесу. Ясный Сокол собирает юношей на ответный бой. Он освобождает Девицу-Красу, а затем происходит бой с чудищами.

Ясный Сокол сражается с самим Царем чудищ. Он рубит ему головы, но тут же отрастают новые. Царь чудищ побеждает…

Ясного Сокола привязывают к дереву и сжигают заживо: чудища, собравшись вокруг, начинают изрыгать на него пламя. А Девицу-Красу Царь чудищ ослепляет. Тщетно ищет она на поле боя останки Ясного Сокола...

Но победа далась чудищам нелегко… да и была ли это победа? Нечисть – деморализованная, голодная, озлобленная в героической битве с жителями страны чудес – бесславно отступила. Царь чудищ, внезапно лишившийся войска и телохранителей, стал жалок и беспомощен. В бессильной злобе он жался к кулисе, превратившись в мелкое и гнусное ничтожество. И вот три его головы душат сами себя… Царь чудищ мертв.

В музыке звучал гимн Девице-Красе, и ликующий народ выносил на руках свою героиню. На мгновение слепая девушка вновь обретала зрение… После этого народ оплакивал погибшего героя – Ясного Сокола…

Звучала музыка из мирной жизни, юноши и девушки образовывали пары, и лишь Девица-Краса оставалась одна. Последним эпизодом спектакля был танец-воспоминание Девицы-Красы с Ясным Соколом…

-------------------------------------------

Надо ли говорить (все же скажу), что весь образ ослепленной героини устами балетмейстера Якобсона говорил со зрителем во вселенском трагическом масштабе: символом трагизма войн и неизбежности при этом человеческого и женского страдания. Скорбящая женщина – это антивоенная живая картина.

Из воспоминаний Анатолия Сапогова, исполнителя роли Царя чудищ:

Как сейчас, слышу истошный стон музыки, а в ней вопль поруганных людских душ... Вижу всеобщую беду, порожденную корявой силой нелепых человеческих стра­стей, а в ней опустошенные глазницы Девицы-Красы, ее похолодевшую, искалеченную горем душу, которая, как и ее изувеченные глаза, от тепла людских рук возвращалась к жизни... Помню, как застрявший в горле ком стал про­падать и чувство радости заполнило все мое существо, од­нако зловещая тень уродливого прошлого в облике самоумертвленного чудища и оставшейся в живых не­чисти продолжала шествовать, напоминая нам о своем су­ществовании, и вновь чувство тревоги овладело мной...

«Оттепели» наступал конец. После гастрольного показа в Москве в декабре 1968 года «Страна чудес» уже не вернулась на сцену. Неискренняя критика твердила о пессимизме, переизбытке темных сил, разных недоработках. Власти словно чего-то испугались. ЧЕГО ОНИ БОЯЛИСЬ?! Я думаю, в самом общем смысле ответ таков: БОЯТСЯ ТЕХ, КТО НЕ БОИТСЯ. Никого и ничего. Кто имеет смелость (а с другой стороны кажется что наглость) – не бояться.

Леонид Якобсон – смелая и трагическая фигура в советском балетном искусстве. Всю жизнь он боролся с запретами. «Страна чудес» стала последней из немногих его спектаклей большой формы. Волнения многих лет не прошли даром: через какое-то время балетмейстеру диагностировали запущенный рак желудка. Он умер в 1975 году.

Наш любимый Яндекс мало что знает о словно бы запретном балете «Страна чудес» – зачем он подсовывает мне «Алису в стране чудес», что за подмена понятий... Я не испугаюсь, если толокер вдруг испугается и тыкнет, что эта статья, например, «трагический контент» или какой еще. Отвечаю: это искусство, оно только отражает жизнь. А я рассказываю о нем своим читателям. Сколько-то вас меня прочтет в любом случае, верно?

Последнее – рассказ о «Стране чудес» с фрагментами балета можно увидеть в посмертной телепередаче 1975 года «О балете. Балетмейстер Леонид Якобсон» (ведущий – Борис Львов-Анохин). С 29:36 по 33:00. И четырех минут нет…

Но почитать вы можете еще подробнее, если интересно. С вами была Любитель балета.

P. S. Незадолго до этого, в 1966 году было сочтено неудачным возобновление антивоеннного балета В. Бурмейстера «Лола», поставленного еще в 1943 году. Совпадение? Тенденция?

Этот балет-драма давал людям веру в Победу в 1943 году
Любитель балета22 июня 2021

#балет #театр #культура #искусство