Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня в формате статьи – ответ читательнице. Она работает в детском саду. В её группе есть очень обидчивая девочка. Рыдает, кричит и впадает в истерику по малейшему поводу:
- кто-то не захотел с ней играть,
- занял ее место,
- сказал, что у неё некрасивое платье,
- хотел обидеть её игрушку – песика.
При этом долго не может успокоиться, кричит, чтобы на неё не смотрели, отстали, уходили.
Такое поведение свойственно истероидным демонстрантам. Я предложила воспитателю ознакомиться с акцентуацией характера по А.Е. Личко. Она отметила, что не все из описываемого подходит к этой девочке. Она активная, развития, играет хорошо, сочувствует, сострадает. Но злится из-за того, что не все идет, как она хочет. Половина её обид надуманны.
Ответ получился развернутым. Я поняла, что удобнее его будет читать в формате статьи. Возможно, тема привлечет внимание других читателей, и воспитатель получит еще варианты рекомендаций.
***
Вы пишите, что полностью на чистого истероида ребенок не тянет. Тип «Истероид», описанный А.Е. Личко – это уже пограничное состояние с патологией. Таких детей на профессиональном сленге даже называют «Пограничники». После пересечения этой грани идет распад личности, невозможность осуществления целенаправленно организованной результативной деятельности, частичная или полная потеря самообслуживания, т.е. патологические изменения.
Да, люди с необычным поведением и эксцентричными эмоциями могут «стоять» ближе или дальше от этой грани. Поэтому каких-то описываемых особенностей, действительно может и не быть.
Вернемся к вашему примеру. Как быть воспитателю? Чем больше эмоций у ребенка, тем спокойнее должны реагировать окружающие. Для них истеричные эмоции этого человека не должны быть объектом внимания.
В этот момент не нужно ни утешать человека, ни предлагать ему свою помощь. «Зрителей» отвлекать, переключать на другую деятельность.
Когда-то ученые истерические припадки путали с эпилептическими. Потом нашли главное отличие: истерический припадок зависит от концентрации внимания окружающих: нет зрителей, нет и спектакля. Эпилептический припадок не зависит от внешних обстоятельств.
Единственное, что можно сказать девочке в острый момент для запуска процесса саморегуляции (желательно ближе к концу эмоционального всплеска): «Когда ты успокоишься, я подзову тебя к себе, и мы решим, как сделать так, чтобы было не плохо, а хорошо».
Ребенок может сказать «Я уже успокоилась». Но взрослый указывает на внешние признаки спокойствия: «У спокойного человека ясные, спокойные, не заплаканные глаза, спокойное лицо и дыхание, расслабленные теплые руки».
Стараться угадать время и гасить истерические проявления в начале эмоционального всплеска – малоэффективно. Истероид подсознательно все более виртуозно будет выбирать самые неожиданные моменты для своих всплесков. Всплески будут еще долго, но без эмоциональной подпитки внимания других, может сократиться их продолжительность, сила эмоциональной реакции.
У уже спокойного ребенка спрашиваем: «Что случилось?».
Например, ответ:
– Он хотел обидеть моего песика.
– Этот мальчик хотел обидеть твоего песика (отзеркаливаем то, что сказал ребенок). Как ты догадалась об этом? Ответом даже может быть: «Он на него не так посмотрел».
– Тебе не понравилось, как он посмотрел на твоего песика. Тебе стало страшно? (помогаем ребенку осознать эмоцию, приведшую к истерическому всплеску). Что он мог сделать с твоим песиком? (помогаем заглянуть и представить события за гранью блокирующего страха).
Вероятными ответами могуть быть: «Поломать, порвать».
– Да, тот, кто хочет обидеть может поломать, порвать (принимаем страх ребенка). Но то, что порвано – можно зашить, то, что поломано – починить или купить новое. Кто ломает – тот и чинит или покупает новое. Это такое правило. Давай мы сейчас спросим, почему этот мальчик смотрел на твою собачку, что он хотел с ней сделать и расскажем о нашем правиле.
Варианты ответа мальчика:
1. «Ничего не хотел». Возможно, взгляд на собачку действительно был случайным. А истероиду и этого достаточно. В этом случае спрашиваем у мальчика: «А если ты захочешь поиграть с её собачкой? Что ты будешь делать?». Подвести ребенка к ответу, что он попросит, и будет играть аккуратно, рядом с девочкой.
2. «Хотел поиграть». Истероид может начать возражать: «Не-е-е-ет, ты хотел её обидеть, я знаю!». В этом случае диалог ведётся с мальчиком: «А как ты хотел поиграть? Что ты хотел делать?». Наверняка ребенок даст конструктивные ответы: «Подержать на руках, погладить». Нужно указать, что игрушку сначала просят у хозяина. Затем задать девочке вопросы: «Можно ли таким образом играть твоей собачкой?». Если демонстративно скажет, что «нельзя», можно ответить:
– Если даже по-хорошему, по-доброму нельзя, то лучше играй ею сама дома. Ведь другим детям тоже нравится твой пёсик. Как и тебе. А ты им не разрешишь с ним играть даже по-хорошему, по-доброму. Даже по правилам не разрешишь. Так нарушается одно из главных правил нашей группы «Играть игрушками дружно. Делиться». А правила, ты сама знаешь – нарушать нельзя.
Подводя итог, отмечу: в таких диалогах вы помогаете ребенку с истероидными наклонностями осознавать свои эмоции, смотреть в глаза страхам и опасениям, находить выход из своих обид и опасений, но при этом не своевольничать, не выходить за рамки общепринятых правил.
#консультации психолога из детсада #капризный ребенок #детский психолог