Найти тему
GRAZIA

Когда женитьба превратилась в персональный ад: история отношений Пабло Пикассо и Ольги Хохловой

Оглавление

Будущая свекровь предупреждала балерину о том, что ничего хорошего из этого брака не выйдет. К слову, мать художника действовала из лучших побуждений.

Знакомство

   Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, Legion-Media
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, Legion-Media

Ольга Хохлова родилась в 1891 году в украинском городе Нежин. Отец девочки, полковник императорский армии Степан Хохлов, не одобрял интерес дочери к балету. Но после переезда семьи в Киев его жена Лидия Зинченко начала тайно водить дочь на занятия. Впрочем, мать не хотела, чтобы Ольга стала профессиональной танцовщицей. Поэтому Хохлова, как только у нее появилась возможность, сбежала от родителей к Сергею Дягилеву.

Пабло Пикассо впервые увидел балерину в Риме. Его пригласили для работы над декорациями и костюмами для балета «Парад», в котором участвовала Хохлова. Ольга сразу покорила сердце художника - и он принялся активно за ней ухаживать. Но Хохлова вела себя очень сдержанно и осторожно — для Пикассо, которого женщины обожали, это было в новинку. Заметив, что художник всерьез заинтересовался балериной, Сергей Дягилев сказал Пикассо, что Хохлова ни за что не вступит с ним в интимную связь, если не будет уверена в браке. Этот вызов Пикассо принял - художник был готов даже пойти под венец, лишь бы эта женщина стала его.

Предупреждение

  Эухения Эррасурис, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, Fotobank / Getty Images
Эухения Эррасурис, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, Fotobank / Getty Images

После Рима труппа Дягилева отправилась в Барселону. Тогда влюбленные уже готовились к свадьбе, и Пикассо повез невесту знакомиться со своей матерью Марией. Она оказала балерине теплый прием и посетила ее выступления, но предостерегла ее от брака со своим сыном: «Бедная девочка, ты не знаешь, во что ввязываешься. Если бы я была твоим другом, я бы посоветовала тебе не ввязываться в это ни при каких условиях. Я не верю, что какая-нибудь женщина будет счастлива рядом с моим сыном». Но, будучи безумно влюбленной в Пабло, Ольга совет будущей свекрови не послушала.

Пара еще некоторое время провела в Барселоне - у балерины возникли сложности с получением визы. Ольга оказалась в стране, где мало кто говорил по-французски, не говоря уже о русском. Хохлова почти все время проводила с женихом, который постоянно ее рисовал. Она стала не только его возлюбленной, но и музой. На гастроли в Южную Америку труппа Дягилева поехала без нее. На сцену Ольга больше не вернулась.

Светская львица

   Ольга Хохлова и Пабло Пикассо, Fotobank / Getty Images
Ольга Хохлова и Пабло Пикассо, Fotobank / Getty Images

Первоначально свадьба пары была запланирована на май 1918 года, но ее пришлось перенести из-за проблем Ольги со здоровьем. Балерине пришлось сделать операцию на ноге, в результате которой ей наложили гипс до конца июня. Свадебная церемония состоялась 12 июля, на ней невеста появилась с тростью. Сразу после торжественного обеда Хохлова вернулась в клинику.

Супруги поселились в роскошной квартире в Париже, которую разделили на две части: в одной Пикассо творил, в другой они жили.

Друзья и коллеги Пикассо критиковали его за то, что он превратился в настоящего буржуа, и винили в этом его жену, которая, по их мнению, оказывала на него и его творчество дурное влияние. Но Пикассо вжился в образ и стал носить дорогие костюмы и принимать у себя парижский бомонд. Ольге светская жизнь очень нравилась — она чувствовала себя как рыба в воде.

На два фронта

   Ольга Хохлова, Fotobank / Getty Images
Ольга Хохлова, Fotobank / Getty Images

4 февраля 1921 года у пары родился сын, которого супруги назвали Пауло. Пикассо был очень рад и выражал свое счастье на холстах, рисуя младенца на руках у матери.

Но спустя полтора года жена художника серьезно заболела, и эти проблемы омрачили всю ее оставшуюся жизнь. Тем не менее супруги продолжили вращаться в светских кругах. И хотя многочисленные обеды и светские рауты утомляли Пикассо, он использовал их, чтобы завести полезные знакомства.

Тогда же у четы начали возникать некоторые разногласия из-за воспитания ребенка. Пикассо был недоволен, что жена сильно балует малыша и слишком его опекает.

Он обзавелся дополнительным этажом над своей квартирой и стал проводить все время там. Супруге даже приходилось спрашивать у него разрешения, чтобы навестить. Вскоре Пикассо вернулся к своей старой привычке — стал посещать публичные дома.

Семейная жизнь супругов начала рушиться в 1927 году, когда Пикассо познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Чтобы скрыть любовницу от жены, художник снял квартиру, а в своих работах использовал аллегорические образы: рисовал гитару, кувшин или блюдо с фруктами вместо портретов.

Проблемы Ольги со здоровьем обострялись: она много времени проводила в больнице, а дома появлялась редко. Пикассо это только устраивало — он легко мог встречаться с Марией-Терезой. Однако жена живописца все же почувствовала неладное и поняла, что у нее появилась соперница.

Для Пикассо Вальтер стала новой музой, а жену он возненавидел. В 1929 году он написал картину «Большая обнаженная в красном кресле». И хотя имя героини художник не назвал, очевидно, что эту работу живописец посвятил жене — в ней читалась откровенная ненависть и презрение. На холсте Пикассо изобразил изуродованную женщину, которую еще несколько лет назад рисовал с большой нежностью.

Удивительно, но Ольга продолжала жить с мужем. Уйти от него она решила, только когда Мария-Тереза родила от Пикассо ребенка. Взяв Пауло с собой, Ольга ушла из дома. На развод Пикассо не согласился, потому что в этом случае его жена получила бы половину его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.

Одержимость любовью

Говорили, что после расставания с мужем Ольга сошла с ума. Она преследовала его на улице, утверждала, что они все еще муж и жена, писала ему письма, отправляя фотографии их сына. А когда Пикассо переехал в Канны, Хохлова последовала за ним и меняла отели один за другим.

В 1953 году ей диагностировали рак. Последние месяцы своей жизни Ольга провела в больнице, где умоляла каждого из своих посетителей позвать Пабло Пикассо. Художник об этом знал, но так и не навестил ее. Сын пары принял сторону отца и отрекся от матери — к ней Пауло тоже ни разу не пришел.

Отношения с Марией-Терезой у Пикассо завершились вскоре после рождения их общей дочери. У художника появилась новая любовница, и Вальтер ждала та же участь, что и Хохлову.