Найти тему
Просто гуляя по свету

Мушкетер XV века (часть 66) О детях, семейных делах и несостоявшемся крестовом походе

Тем временем, пока на юге шли бои, в Нормандии Бастард Орлеанский решал не только государственные, но и личные проблемы. Во вновь присоединенной провинции необходимо было принять от имени короля вассальные клятвы верности, а также установить справедливые налоги. В семье тоже хватало хлопот: его старший сын, тоже бастард (историю его появления на свет я как-то рассказывала раньше) как раз вошел в тот сложный подростковый возраст, когда авторитеты отсутствуют, а гормоны несут подростка по жизни без руля и ветрил.

Стремясь быть поближе к мужу, графиня Мария перебралась с детьми в Лонгвилль. По счастью характер у графини был такой (а может это годы жизни практически без мужа закалили Мари), что она спокойно управляла огромным графством и штатом слуг, так что и у собственных детей она имела авторитет и уважение, включая бастарда Людовика.

Насколько я поняла, замок Лонгвиль тех времен не сохранился, так что сейчас нам остается лицезреть только руины, хранящие память о семействе Дюнуа. Фото из открытых источников
Насколько я поняла, замок Лонгвиль тех времен не сохранился, так что сейчас нам остается лицезреть только руины, хранящие память о семействе Дюнуа. Фото из открытых источников

Тем временем французские войска снова захватили Бордо и в этот раз Аквитания стала французской уже окончательно. В качестве наказания за мятеж городу была назначена контрибуция в размере 100 тысяч экю золотом, и кроме того, у горожан отобрали все привилегии. На этом Столетняя война была практически закончена. Разумеется, англичане еще долго не могли смириться с поражением, но постоянные боевые действия и столкновения прекратились. Когда до Нормандии и Жана Дюнуа дошли эти радостные известия, он распорядился устроить праздничные церковные церемонии во всей провинции.

Разумеется, по окончании любой войны у государства возникает масса самых неотложных дел, решением которых Бастард Орлеанский был занят в буквальном смысле с утра и до ночи. Между делом он отговорил Карла VII от участия в крестовом походе на Константинополь, захваченный османнами. Несмотря на объявленное папой Римским отпущение грехов всем участникам похода, доводы рассудка, говорившие о том, что нужно заниматься собственной обнищавшей за время войны страной, а не гоняться за турками, одержали верх.

Штурм турками Константинополя. Иллюстрация из открытых источников
Штурм турками Константинополя. Иллюстрация из открытых источников

Но не успел наш герой заняться созданием Великого Ордонанса (свод единых законов по стране) и подготовкой регулярной армии, как ему вновь пришлось отправиться в Нормандию, ибо возникла угроза нового английского вторжения, инициированного жаждавшим реванша герцогом Йоркским. (Как по мне, так Жану уже просто стоило переселиться в Нормандию совсем, чтобы не мотаться с одного конца страны на другой.) По счастью английский король ненадолго пришел в себя и, забрав власть в свои руки, остановил новое нападение.

Пользуясь передышкой, наш бедный герой вновь отправился ко двору, оставив Нормандию на попечение де Брезе (а я что говорила - опять в пути!), по дороге заглянув к семье и к братьям. Храм Клери, обет по восстановлению которого, был дан графом де Дюнуа несколько лет назад, требовал неусыпного внимания, ибо работы двигались не так быстро, как хотелось бы. (возможно из-за нечистоплотности подрядчиков?) В итоге Жан разогнал всех архитекторов со строителями и поручил дальнейшие работы личному зодчему и одному из своих соратников по военным битвам. Одновременно с этим Дюнуа выиграли судебную тяжбу, получив город Клери в вечное владение.

Кроме того полным ходом шли восстановительные работы в замке Шатодён и в любимом Божанси, так что все эти строительные работы требовали огромного вложения средств. И в этом вопросе Жана неожиданно выручил король. В 1457 году он распорядился разыскать потерянное постановление о передаче Бастарду графства де Лонгвиль (Эээээммм... вот тут у меня огромный вопрос🤔: так то графство было даровано Дюнуа давным-давно. То есть оно типа было подарено, но доходов с него он не получал??🤔😲). Кроме того сюзерен вспомнил о своем долге "времен Очакова и покоренья Крыма" - денежках, которые он, в бытность беглым и нищим дофином одолжил у друга детства. И вот теперь пришла пора долг вернуть - не много не мало, а 9 тысяч ливров.

Замок Шатодён. Фото из открытых источников
Замок Шатодён. Фото из открытых источников

Немногим раньше Карл Орлеанский сообщил брату с оказией, что за многие деяния во благо городов и храмов капитул в Божанси постановил служить мессы за здоровье графа и графини Дюнуа до конца их жизни, а также за упокой всех их почивших родственников и их самих, а также за спасение их душ. Это известие тронуло Жана до глубины души.

Как складывалась жизнь нашего героя дальше можно узнать, подписавшись на мой канал, чтобы гулять по истории и по свету вместе со мной. А предыдущую часть нашего "сериала", как и другие статьи, упомянутые в рассказе, можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 65) Гибель заклятого врага Бастарда - Джона Тальбота

Мушкетер XV века (часть 35) Как Карл обзавелся короной, а Жан Дюнуа бастардиками

Мушкетер VII века (часть 53) Об истории обета по восстановлению Нотр-Дам де Клери