Балет Л. Минкуса «Дон Кихот», поставленный по хореографии выдающегося балетмейстера М. Петипа, впервые увидел свет в Москве в 1869 году и имел большой успех у публики.
Яркие, зажигательные танцы на испанские и цыганские мелодии идеально подошли под его сюжет – историю любви очаровательной и остроумной девушки Китри и ее изобретательного возлюбленного Базиля.
Сам же Рыцарь Печального образа – как и его верный спутник и помощник Санчо Панса — является второстепенным персонажем. Поэтому название балета может вызвать недоумение у зрителей, которые вправе задаться вопросом, почему главный герой, имя которого украшает этот балет, не стал двигателем сюжета.
Впрочем, у создателей балета есть тому простое объяснение: сюжет взят из вставной новеллы знаменитого романа М. Сервантеса, которая напрямую не связана с приключениями рыцаря и его оруженосца. И все же вопрос о роли дона Кихота в балете остается открытым. Дело в том, что музыка балета – исключительно дансовая и никак не тянет на грустно-комедийную историю этого персонажа. В балете царит атмосфера праздника и веселья, которая не вписывается в приключения хитроумного идальго. Дон Кихот боролся за правду на этой несовершенной земле, в то время как молодые влюбленные, всецело поглощенные друг другом, явно не в состоянии проникнуться духом этой благородной мечты.
Поэтому неудивительно, что рыцарь из Ла Манчи не вписался в атмосферу праздника. Однако его фигура была совершенно необходима для того, чтобы, во-первых, сразу заинтересовать зрителя, который хотя бы понаслышке знаком с его приключениями, но совершенно не знает ни Китри, ни ее жениха; а, во-вторых, этот персонаж привносит в балет нотку философской грусти, придающей спектаклю особенное очарование.
В спектакле есть сцена сна дон Кихота, в котором он грезит о своей Дульсинее, которая представляется ему в образе Китри. Пожалуй, это один из самых трогательных моментов представления. Эта девушка – такая веселая и озорная – вдруг превращается в грустную прекрасную даму хитроумного идальго. Этот момент отсылает зрителя к роману Сервантеса, который закончился очень печально, и как бы напоминает о непостоянстве счастья.
Дон Кихот помогает молодым пожениться, но при этом сам остается несчастным. В этом моменте он, безусловно, – главный герой балета. И зритель, провожая его в путь вместе с Санчо Панса и радуясь за новобрачных, в очередной раз убеждается в непрочности человеческих радостей.