С 2016 года обязательными курсами для всех автошкол стали: психофизиологические основы деятельности водителя, оказание первой медицинской помощи и основы управления транспортными средствами (тренажёрная подготовка). И если раньше руководители автошкол по собственному желанию внедряли какие-то из вышеназванных курсов, то теперь без них всех не пройти проверку и не получить (не продлить) лицензию на право ведения образовательной деятельности. Вот автошколы и закупают необходимое оборудование, нанимают специалистов и стараются сделать все, как нужно для прохождения проверки.
Однако мы с вами прекрасно знаем, что одно дело — сделать как надо, другое — сделать вид, что все как надо. Поэтому добросовестное выполнение обязательств остается на совести каждого руководителя автошколы. И статья не о том, как автошколы покупают все необходимое и оформляют у себя нужных специалистов, а по факту и не проводят половины необходимых курсов.
Речь пойдет об одном из обозначенных занятий — о тренажёрной подготовке. Зачем это нужно и что это дает?
⇧ Для получения лицензии неважно, какой вид тренажеров есть в #автошколе. Всего их 2 вида: симулятор с отдельным креслом, рычагом переключения КП, педалями и экраном или руль, прикрепленный к парте. Кажется, что разница в этих устройствах велика, но я сейчас удивлю вас еще больше. Руль на парте является более эффективным тренажером для изучения и освоения начальных навыков управления ТС.
Объясняю!
Польза использования симуляторов начинающими водителями:
- «Научиться плавно трогаться на машине с МКПП» — сомнительно. Симуляторы не работают так же, как реальные автомобили
- «Научиться правильно входить в повороты, выбирать нужную скорость и траекторию» — тоже не выйдет. Это как игра в PlayStation с рулем и педалями. Чемпионы в виртуальных гонках участвуют в международных чемпионатах, а в жизни во время реальной гонки навыки из игры им очень помогают. Но симулятор и его возможности и рядом не стояли с PlayStation и его возможностями, да ощущениями игрока ;) А начинающие водители — далеко не гонщики и не опытные водители, прекрасно умеющие управлять ТС в реальной жизни.
- На симуляторе невозможно научиться движению в плотном потоке, натренировать реакцию на экстренные действия и научиться чувствовать машину. Как бы это не рекламировали продавцы симуляторов.
- И заметьте: ни слова о посадке или технике руления!
Все, что вы видите на скрине выше ↑ приносит больше веселья, чем пользы. А еще добавляет солидности и повышает статус автошколе, ведь симулятор — дорогое удовольствие.
Однако. Я знаю, что во многих автошколах, при работе с симулятором, не дают полноценной теории по поводу правильной посадки, техник руления и так далее. Времени на это нет. Быстро рассказывают, как сеть за руль, как управлять «машиной», включают программы и говорят выполнять задания. А то, что человек при этом не умеет правильно рулить, поэтому и не получается у него нормально выполнять упражнения и «ехать по дорогам» — на это преподаватель редко обращает внимание.
Конечно, что-то откладывается после занятий на симуляторе, часто человеку уже не так страшно за рулем реальной машины, ведь он будто бы уже сидел за рулем и даже «ездил». Но если говорить о кандидатах в водители, которые приходят в автошколу с нулевыми навыками, то тут симулятор практически ничего не даст. В плане получения начальных знаний об управлении авто. Огромная проблема здесь еще в методике обучения и самом преподавателе, который умеет работать с программами симулятора, но не знает как учить основам управления транспортным средством.
А эти самые основы, начальные навыки управления начинаются с изучения правильной посадки за рулем + изучения и отработки основных техник руления.
Вот с этими задачами прекрасно справляется руль на парте:
При работе на симуляторе много отвлекающих факторов + одновременно нужно успевать выполнять множество действий, а в случае с рулем есть только он и приборная панель (по которой можно изучить основные индикаторы и их значения).
При работе с тренажерами, важно помнить: чтобы обучение было эффективным, занятия должен проводить специалист, умеющий работать с рулем, сам знающий принципы начального освоения навыков управления ТС!
Работа с тренажерами включает:
- Основы правильной (безопасной) посадки за рулем
- Способы регулировки сидения и руля под человека с любым ростом и комплекцией
- Разбор последствий неправильной посадки за рулем (+виды неправильной посадки)
- Неправильное положение рук на руле + к чему это может привести
- Небезопасные техники руления и почему они таковыми являются
- Правильное (универсальное и безопасное) положение рук на руле
- Изучение техник руления (универсальный способ/руление одной рукой и пр.)
- Отработка полученных навыков
При грамотном проведении занятия, при должных знаниях и навыках преподавателя и его умении передать всю эту информацию ученикам, рули на парте будут максимально эффективны. И инструкторы по вождению будут благодарны за такую работу с кандидатами в водители (проверено ;)!
Я вела такие занятия в автошколе последние 5 лет. И буквально каждое занятие я начинала со вступительной речи об эффективности такой тренажёрной подготовки, объясняя, зачем она нужна. Отвечала на одинаковые вопросы, приводила много примеров, в частности из профессионального автоспорта, где такие тренировки необходима каждому пилоту (правда они отрабатывают не начальные навыки, а изучают скоростные способы руления, силовые, в общем самые сложные, но необходимые для различного вида гонок). В конце занятия все сдавали мне зачеты — показывали чему научились. И даже те, кто был недоволен в начале занятия (обычно это были парни с опытом вождения), с улыбкой и часто гордостью демонстрировали приобретенные навыки во время сдачи зачета.
Несколько раз мы проводили занятие по контраварийной подготовке на базе автошколы для военных водителей.
Представьте реакцию взрослых мужчин-водителей УАЗиков, которые пришли на занятия, а у них там рули на парте. Им было очень смешно в начале, но как они кайфовали в процессе, внимательно слушая и смотря на все, что мы им рассказывали и показывали. И это — опытные водители. Которые узнали много нового на занятиях по тренажёрной подготовке. Представьте, сколько нового и полезного узнают на таких занятиях кандидаты в #водители!
Многие недооценивают важность правильной посадки за рулем или техник руления. А при езде на автодроме/в городе ученики, не знающие, как правильно рулить, буквально путаются в руках. Рулят слишком резко/много/мало/медленно/не туда и так далее. Неудобно поставленные руки на руле устают. Перекрещиваются и тормозят дальнейшее #руление. Иногда приходится останавливать машину, чтобы распутать руки.
Руки должны рулить автоматически, нельзя смотреть на них во время движения. Вот почему нужно тренировать мышечную память рук, чтобы они уже сами рулили правильно. А как сделать это во время движения, не подвергая опасности окружающих? Однако большинство и тренируются уже в реальных условиях, поэтому мы видим учеников, которые долго учатся выполнять простые упражнения на автодроме и заезжают задним колесом на бордюр при повороте. Конечно, со временем у многих получается справиться с руками на руле, по крайней мере рулить довольно быстро и даже точно. Правда способы руления часто вызывают вопросы в плане безопасности, удобства и полного контроля над машиной.
Так не проще ли научиться правильно рулить в безопасном месте, потратив на это 3-4 часа работы на этих смешных рулях на партах?
А как вы думаете, начинающим водителям с нулевыми навыками вождения помогают подобные тренажеры?