Как часто вы задумываетесь о том, что раньше было в том знакомом здании, мимо которого ходите каждый день? А ведь некоторые московские здания иногда действительно пережили удивительные трансформации и кульбиты судьбы! Недавно я вам рассказывал о весьма неожиданной трансформации советского НИИ. Но история этого здания более длинная, но не менее интересная:
История эта началась в 1902 году, когда Абрам Ильич Катык (выходец из караимской общины, большая часть которой и по сей день живёт в Крыму), московский купец и почётный гражданин, решил построить свою новую "гильзовую фабрику" на Воронцовской улице близ Таганки. "Гильзы" он делал для папирос, а не для патронов -- это что-то вроде современных сигаретных фильтров.
Но ещё до этого, летом 1891 года Катык совместно с выходцем из той же караимской общины Дуваном открыли в Москве табачную фабрику, назвали они её по первым буквам своих фамилий: "ДуКат". Вероятно, многие ещё помнят эту марку! Причём табак в Москву они поставляли из Крыма от партнёров-караимов.
То есть, эта "гильзовая фабрика" явилась уже просто "дополнением" к уже работающей табачной фабрике Катыка. Так сказать, расширением ассортимента его бизнеса.
А помимо бизнеса Абрам Ильич долгое время возглавлял московскую караимскую общину.
На Воронцовской улице в то время уже работал ряд заводов и фабрик, так что ещё одно подобное здание просто встало бы в их ряд. Но Абрам Ильич решил выделить свою фабрику из общего ряда и оформить главное здание завода необычным образом -- в готическом стиле:
И заказал проект архитектору О.В. фон Дессину, который родился в Ревеле (нынешнем Таллине) в семье немецких дворян. Фон Дессин стажировался в Германии и Австрии, и, как вы понимаете, был хорошо знаком с готической архитектурой. Этот архитектор отметился ещё в нескольких проектах в Москве. В том числе он проектировал кованую ограду для дома страхового общества "Россия" в Москве.
Фабрика была большая, она заняла практически целый квартал недалеко от нынешней станции метро Пролетарская:
Фабрикант Катык славился весьма эпатажной и агрессивной рекламой свой продукции, мне это чем-то напоминает недавнюю рекламу "Евросети" (листайте галерею):
"Каждая из наших гильз для удобства курящих снабжена гигроскопической химически очищенной ватой, уничтожающей никотин табака", – с гордостью сообщала ещё одна реклама торгового дома "Катык и Ко".
Он даже снял в те годы фильм о своей фабрике, что было в то время очень дорого и необычно! Фильм, к сожалению, до наших дней не сохранился.
Даже Михаил Булгаков, хотя и жил уже в советской Москве, в своем рассказе "Дом Эльпит-Рабкоммуна", где он описывает дом, в котором он жил в Москве, упоминает Катыка и его рекламу, ссылаясь на воспоминания другого писателя:
"Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит…
Интересные воспоминания об этом доме оставил В. Левшин (Манасевич), детский писатель, проживший в доме Пигита много лет. Вот некоторые фрагменты из его воспоминаний: «Сначала дом не предназначался для жилья — богач Пигит строил табачную фабрику. Но в самый разгар строительства пришло запрещение возводить фабрику внутри Садового кольца. Пигит не растерялся, и промышленное здание быстро превратилось в жилое. Фабрика „Дукат“ выросла по соседству, в Тверском-Ямском переулке… До реконструкции Садового кольца, еще не стиснутый громадами каменных соседей, дом выглядел внушительно. Шикарные эркеры, лепные балконы… Нарядный, полукругом выгнутый палисадник отделял здание от тротуара… Бельэтаж с длинными балконами на улицу занимал сам Пигит. Компаньон его, владелец гильзовой фабрики Катык („Покупайте гильзы Катыка!“), разместился на четвертом этаже."
А тот самый табачный магнат Пигит (Пигит Илья Давидович), между прочим, тоже был из крымских караимов. Выходит, что табачный бизнес в дореволюционной Москве плотно контролировали именно караимы!
После революции 1917 года фабрику Катыка национализировали и назвали "Красная звезда". Она выпускала уже не только "гильзы", но и папиросы целиком. Говорят, что папиросы её тогда особенно ценились в Москве, поскольку производились из табака высокого качества урожая прежних лет.
Сам же основатель фабрики Абрам Ильич Катык поступил после революции на службу в Совпольторге коммерческим директором. Впоследствии, правда, он был уволен оттуда и жил весьма бедно. Умер он своей смертью в Москве в 1936 году.
Но табачная фабрика после революции просуществовала в тех стенах недолго: уже в 1930 году эти цеха было решено передать Первому часовому заводу. Рядом начали строить новый корпус завода:
В феврале 1930 г. его начали строить, в октябре того же года запустили, а в ноябре 1930-го часовщики выпустили уже первую партию часов -- впечатляющие темпы, правда?
Но прежние строения фабрики Катыка все сохранили и использовали их уже для целей Первого часового завода:
Для нового часового завода была тогда закуплена в США через посредников ("Амторг") и смонтирована полностью американскими специалистами часовая линия «Дюбер Хемпден» производительностью 200-250 тысяч часов в год. Даже производством на его начальном этапе на заводе руководили американцы. Платили им, разумеется, золотом и валютой. Это были времена Великой Депрессии в США, и многие их специалисты тогда с охотой ехали в СССР за стабильным заработком.
После Великой Отечественной войны на Первом часовом заводе выпускались наручные часы «Победа».
В основном завод выпускал наручные часы, но после войны стал выпускать и сверхточные приборы для авиации и космонавтики. Именно здесь были созданы часы «Штурманские», с которыми Юрий Гагарин летал в первый космический полёт, и часы-секундомер «Стрела», с которыми Алексей Леонов выходил в открытый космос.
Пиком производства на заводе стал 1973 год, когда завод выпустил свыше 3 млн. часов «Полёт» в 114 вариантах оформления (!!!).
После распада СССР завод стал с каждым годом выпускать всё меньше и меньше часов, а его площади всё больше и больше сдавали в аренду. Сегодня производства часов здесь больше нет, а бренды и оборудование завода проданы другим владельцам.
В бывшем административном готическом здании сегодня находится пивной ресторан "Старина Мюллер". Как ни странно, но образу этого готического здания пивной ресторан, пожалуй, подходит больше, чем табачной фабрике или часовому заводу.
Остальные корпуса бывшего завода сегодня сдаются в аренду различным организациям.
Вот такая удивительная история лишь одного из зданий Москвы!
Здесь вы можете прочесть про масонские символы на зданиях и улицах Москвы:
"Масонские символы в архитектуре и истории Москвы".
А вот здесь можете прочесть про мистику московских высоток:
"Мистика московских высоток".
Другие истории и прогулки по Москве смотрите здесь и в моём инстаграме "Другая Москва".
#архитектура #архитектура москвы #история #фабрика #завод #промышленники #готика #другаямосква #другая москва