Найти тему
Франшиза Суши Wok

Кирпичи по франшизе

Все франшизы мира: и зарубежные, и отечественные, можно классифицировать по характеру взаимоотношений, по способу сотрудничества и по виду деятельности.

Последние делятся на 3 категории: товарные, сервисные и производственные. Поговорим про отличительные особенности данного вида франшиз.

Производственная франшиза подразумевает предоставление франчайзи права на изготовление уникальной продукции под брендом франчайзера. Партнеру предоставляется технология производства. При этом владелец бренда внимательно контролирует процесс производства, предъявляя перечень требований к изготовлению, который необходимо неукоснительно соблюдать.

В пакете франшизы партнер получает такие объекты интеллектуальной собственности как изобретения, полезные модели или промышленные образцы.

Владелец бренда должен являться обладателем патентов на такого рода лицензии (напоминаем, что в Российской Федерации охранные документы выдает государственный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатент). Именно предоставление лицензии франчайзи для производства определенной продукции и лежит в основе промышленного франчайзинга. Но встречаются и такие франшизы, которые предоставляют право партнеру не только на производство, но и на сбыт продукции. Подобное предложение будет относиться уже к товарно-производственному франчайзингу.

Производственная франшиза (в «чистом виде») может быть гораздо выгоднее товарной. Здесь другие объемы, большой оборот и гораздо меньший уровень конкуренции. Уникальные разработки и поддержка от франчайзера помогают наладить действительно успешный бизнес. Правда, для владельца бренда всегда есть опасность, что партнер в какой-то момент решит отказаться от франшизы и организовать собственное производство, поэтому франчайзеры стремятся максимально себя обезопасить с юридической точки зрения, когда продают право пользования своими ноу-хау.

Помимо ноу-хау в пакет франшизы могут быть включены контакты поставщиков для закупки сырья, инструкции и требования к производству, фирменный стиль. Оборудование зачастую предоставляется франчайзером в лизинг.

Первый пример, который приходит в голову при упоминании производственного франчайзинга, – бренд Coca-Cola. Рецепт напитка уже более столетия является тем самым объектом интеллектуальной собственности, который позволяет находить партнеров по всему миру. Более того, франчайзинговая модель компании легла в основу масштабирования у других производителей, таких как Pepsi Co, Dr.Pepper, Royal Crown. Заводы, где производится напиток сегодня, называют «заводами-ботлерами». Но секретный рецепт не предоставляется каждому франчайзи. На всех бутилирующих производствах изготавливают напитки из концентратов.

Самые популярные производственные франшизы в России связаны со сферой строительства.

Заводы по производству кирпича, тротуарной плитки, брусчатки – все это можно открыть по франшизе. Также в этом виде франчайзинга встречаются производства красок, автохимии, пищевых продуктов и, с недавнего времени, медицинских масок.

Производственный франчайзинг в России пока представлен достаточно ограниченным количеством предложений.

На рынке есть как зарубежные, так и российские франшизы. Причины для сравнительно небольшой популярности этот вида франчайзинга объясняются, прежде всего, большими инвестициями.

К примеру, чтобы открыть завод по производству Coca-Cola, будущему франчайзи понадобится 1 миллион долларов (чуть менее 79 миллионов рублей). Производственные франшизы сложны еще и подбором локации для размещения предприятия. Тем не менее, подобные франшизы обычно очень детально проработаны и демонстрируют хорошую и сравнительно быструю окупаемость.