ВОЗ осторожненько намекнула, что пандемия коронавируса может иссякнуть к концу 2022 года, но «мы не знаем, как будет развиваться ситуация». Миллионы перенесли Омикрон, но симптоматика заболевания - тайна. О SARS-CoV-2 написаны тысячи статей, а что известно о клинике, иммунитете и надо ли делать бустер?
Из миллиона умерших в прошлом году 38% скончались в процессе COVID-19 и ещё 12% - от последствий коронавирусной инфекции. Выходит, что запугавший научной неизвестностью Альфа-штамм не сильно свирепствовал, потому как за первый год пандемии умерло втрое меньше россиян, чем от годичной циркуляции Бета и Дельты. Омикрон послабее будет, хоть в ответе за массовость, но по большому счёту о нём как о вирусной «личности» известно меньше, чем о его старших собратьях.
«Картина, которую мы сейчас видим, не полностью отражает точное число заразившихся, как это было в начале пандемии и в случае со штаммом Дельта», - предупреждает россиян представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович. Мы статистике Росстата и не верили никогда на 100%, да и науке стали верить ещё меньше прежнего, потому как с клиникой предшественников кое-как разобрались, а при сотнях миллионов переболевших неизвестна симптоматика инфицирования Омикроном.
Сообщество учёных Франции исследовало больше сотни заражённых Омикроном полностью вакцинированных пожилых и составило список симптомов - всего восемь характерных: кашель, насморк, боли и далее по списку клинических проявлений любого ОРВИ. Всё это французские товарищи описали всерьёз и глубоко по-научному, как до них подобное делали тысячи учёных умов. Но воз и ныне там – ничего толком, кроме числа мутаций.
«Само течение заболевания может протекать легче, чем раньше, но при этом отмечаются те же последствия, с которыми мы сталкиваемся все два года эпидемии. Это в раннем периоде после острой фазы инфекции - лонгковид, в дальнейшем – постковид <…> Проще говоря, где тонко, там и рвётся - после инфекции могут обостриться уже имеющиеся хронические заболевания», - просветил замдиректора ЦНИИЭ членкор Александр Горелов.
С клиникой худо-бедно разобрались, лечение не обсуждаем, ибо не существует такового, хоть за последние полгода на противовирусные препараты сограждане потратили 64 млрд рублей. Пусть доверчивые поблагодарят Минздрав, активно формировавший впечатление о наличии антикоронавирусных препаратов. Придётся посчитать потери и от кровотечений, по информации ректора РМАНПО Дмитрия Сычева, продажи оральных антикоагулянтов выросли «в полтора-два и даже более раз», что не останется без клинических последствий
Про напряжённость постковидного иммунитета – только догадки. Профессор НИЦЭМ Гамалея Анатолий Альтштейн уверен, что послеомикронные антитела «не способны полностью нейтрализовать другие мутации» и без вакцинации, лучше через два-три месяца после выздоровления, не обойтись. «Вакцина усилит иммунитет не только против Омикрона, но и против других вирусов. Так мы будем бороться с «хвостом» пандемии, когда уже спадет основная эпидемия, тут будет помогать вакцинация», - успокаивает профессор.
Короче, ну вы про Омикрон всё поняли…
Если вы врач и хотите, чтобы ваше мнение было услышано, присоединяйтесь к сообществу профессионалов на портале МирВрача