Глэмпинг, согласно толкованию в свободной энциклопедии, это разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. С одной стороны, всё максимально просто и понятно. Но с другой - возникает ряд логичных вопросов: а кто готов платить за гостиничный комфорт на природе? И если есть те, кто готов платить, то почему нельзя сразу возводить в данном месте отель? Почему количество мест в глэмпинге ограничено парой десятков домов и как это может быть выгодно владельцу самого глэмпинга? Эти и многие другие вопросы мы задали руководителю группы компаний EXTREME Крым Константину Выдышу, успешно реализующему проект Глэмпинг EXTREME Крым и на протяжении более чем десяти лет занимающемуся бизнесом в области туризма и гостеприимства на территории Крымского полуострова.
- Константин, если отойти от сухого толкования, которое даётся в Интернете, можете своими словами рассказать что такое глэмпинг? И чем он принципиально отличается от более привычного для слуха обывателей кемпинга?
- Если говорить о том, что такое глэмпинг для меня, то я могу сформулировать это как комфортное размещение, приравненное примерно к сервису отеля, в месте, где ты можешь в достаточной мере наслаждаться всем тем, чем богата природа. Причём неважно кто ты: обычный турист, который хочет наблюдать, как восходит и заходит солнце, либо ты увлекаешься какими-то видами спорта: ныряешь летаешь, плаваешь… Как правило, всем этим ты занимаешься в таких диких местах, где не в полной мере развиты блага цивилизации, инфраструктура. Если ты при этом приезжаешь с семьёй, то, безусловно, получаешь кайф от самого времяпрепровождения, но твоя семья находится в очень стеснённых условиях. Она ютится в машине. Негде нормально поесть. И это даже если вы приехали в рамках одного дня, без ночёвки. Если же вы приехали на несколько дней, то это становится настоящей проблемой. Соответственно, перед тобой выбор: либо ты едешь без семьи, то есть проводишь время круто, но без своих родных, либо ты едешь с семьёй, и действительно получаешь кайф от проведённых, скажем, под водой часах, когда ты плавал на затонувший корабль, но, возвращаясь к родным, ты получаешь весь негатив, который накопился за день, потому что кого-то укусил комар, кому-то стало плохо на жаре и прочее. Словом, просто не было нормальных условий, к которым мы все привыкли. Глэмпинг даёт возможность после любого интересного времяпрепровождения лечь в белую постель, укутаться в махровый халат, без какого-либо дискомфорта сходить в туалет, принять душ и так далее. То есть это некий элемент комфорта в природных условиях.
- И насколько комфортно должно быть в глэмпинге?
- Каков уровень этого комфорта, насколько он дорогой, крутой, лёгкий, зимний, летний и прочее - сегодня никаких регламентов и порядков в этом вопросе нет. Тут каждый воплощает свою фантазию. В моем понимании, в глэмпинге должно быть сделано всё, чтобы ты мог размещаться в нём в любую погоду, какая бы непредвиденная ситуация ни произошла, как бы ни менялись метеоусловия: холодно, тепло, жарко на улице - неважно. То есть ты должен чётко понимать, что если стало жарко, ты можешь включить кондиционер, стало холодно - включил систему «тёплый пол». В то же время у тебя прекрасный вид из окна, с террасы и так далее. Кроме того, у тебя в комнате должны убирать, с тобой должны вежливо общаться. Должен быть соблюдён вот этот тонкий баланс между бытовыми условиями и предоставляемыми услугами. Резонный вопрос: почему нельзя возвращаться после классного отдыха в какое-то пристанище и спать в палатке? Но мы ведь прекрасно понимаем, что человек, который ездит на крутом джипе и может позволить себе купить оборудование для погружения под воду на несколько тысяч или даже десятков тысяч долларов или евро, имеет свои представления о комфорте. Он точно не готов спать на матрасе, который лежит на земле, кутаться в цветное постельное бельё... Он хочет нормально принять душ, есть не из пластиковой посуды. То есть он хочет и может себе позволить оказаться в каких-то базовых условиях комфортного нахождения на отдыхе.
- Вот то, о чём Вы сейчас говорите, волей-неволей наводит на следующий вопрос. Само слово «глэмпинг» появилось в результате слияния слов «гламурный» и «кемпинг». Означает ли это, что глэмпинг - отдых не для всех?
- Очень хочется сказать, что нет, что глэмпинг - это для всех (улыбается), но мы прекрасно понимаем, что не бывает так, чтобы что-то было для всех. Все мы разные в силу своих предпочтений, особенностей и в том числе возможностей. Глэмпинг - это формат, который ориентирован на какую-то свою категорию людей. Людей, которые имеют определённый уровень дохода, определённый запрос на сервис и некий привычный уровень жизни для себя и для своей семьи. Причём глэмпинг для этой категории людей должен настолько отвечать их требованиям, чтобы о нём захотелось рассказать своему окружению и друзьям, потому что они обладают схожими интересами.
- Глэмпинг - это какая-то стандартизированная единица или существуют разные виды глэмпингов, которые зависят только от фантазии тех людей, которые их строят?
- С одной стороны, можно сказать, что каких-то определённых стандартов нет, но с другой стороны, конкретно мы собирали для себя какие-то базовые требования, изучали весь мировой опыт, который существует на данный момент, и анализировали запросы со стороны потребителей. По итогам этой «исследовательской» работы был сформирован некий поток стандартов: какое количество людей может находиться на одной более-менее изолированной территории, какое количество домов должно быть в этом периметре, чтобы всем было комфортно, чтобы не было лишнего шума, чтобы команда оказывала должное внимание каждому посетителю, гостю… Какая плотность заселения должна быть, чтобы не было перебоев с подачей пресной воды или электричества. Поэтому, отвечая на вопрос о стандартах, мы, то есть Глэмпинг EXTREME Крым, точно основывались на каких-то базовых стандартах, следовали им. И продолжаем следовать, видим фидбэк, постоянно повышаем качество и, конечно же, хотим тиражировать именно такой вид предоставляем услуг, чтобы на него ориентировались те люди, которые захотят возвести глэмпинг в каких-то интересных местах.
- Осмелимся предположить, что глэмпинг относительно молодое явление. Скажите, в России он перспективен, актуален? И если да, то почему.
- С моей точки зрения, это одно из самых перспективных направлений в бизнесе. Во-первых, сегодня мы имеем большой запрос на внутренний туризм. Сегодня это становится национальным проектом, национальной идеей. При этом строительство отеля занимает не один год, а иногда и не два, и не три. С большим капиталовложением и очень долгим сроком окупаемости. И когда перед тобой стоит задача построить объект на сто, двести, тысячу номеров, то первая проблема, с которой ты столкнёшься, будет кадровой. На данный момент в нашей стране существует большая проблема в поддержании института гостеприимства и, соответственно, в выпуске квалифицированных специалистов. Поэтому глэмпинг, на мой взгляд, это довольно быстрый способ создания необходимых для потребителя условий, который позволит закрыть вот эту всё возрастающую потребность номерного фонда. Во-вторых, глэмпинг - это точно намного лучше каких-то старых квартир, полусараев или возведённых наспех летних сооружений, которые люди решают сдавать в аренду отдыхающим, раз уж спрос на жильё имеется. То есть глэмпинг - это создание альтернативной среды, выстраивание ценовой политики, формирование культуры гостиничного бизнеса. Быстрая окупаемость строительства самого глэмпинга даёт возможность его динамичного масштабирования и увеличения инвестиций.
- С чего, с каких шагов нужно начинать создание своего глэмпинга?
- Мне кажется, что однозначно с подбора места. Мы начинали с того, что опирались на вид, который будет открываться из окна, и возможности, которые есть поблизости, будь то прогулка по лесу, наблюдение за Северным сиянием, гуляние по льду Байкала, купание в Чёрном море, ныряние вокруг каких-то гротов или скал… Это могут быть какие-то событийные объекты, как в случае с Глэмпинг EXTREME Крым, когда рядом есть парк, в котором происходит определённая динамика, какие-то мероприятия. Поэтому локация - это первое, что нужно подбирать максимально тщательно. Дальше переходим к стандартам, которые можно придумывать самим, можно искать, можно выбирать из тех, которые ближе тебе по духу, а можно брать наши готовые стандарты и реализовывать их в своём, выбранном месте.
- Значит, именно локация является определяющим фактором?
- На данный момент я бы сказал так: первое место - локация. Второе - это твоё личное желание, вера и вовлечённость, плюс команда, которая рядом с тобой. Да, ты можешь браться за это в одиночку, но в определённый момент ты поломаешь хребет. То есть либо ты наткнёшься на ограниченность своих возможностей, либо качество предоставляемых услуг будет постоянно ухудшаться и не даст должного эффекта. Ещё раз скажу: собственная вовлечённость и вера в то, что ты создаёшь, очень важны. Потому что если ты сам в это место не веришь, то вот эта вот фальшивость и паршивость она слышится и видится сразу. Если ты говоришь о том, что мы создаём суперкрутые условия, но сам в этой кровати спать не готов и вообще в этом доме не готов отдыхать, а твоя семья будет выбирать соседний объект размещения, то клиенты, на которых ты будешь транслировать информацию, сразу почувствует эту неискренность.
- Сколько нужно инвестировать в открытие глэмпинга?
- Один дом с красивым видом и необходимым внутренним набором элементов быта - это уже глэмпинг. Поэтому то, что мы сейчас имеем в Глэмпинг EXTREME Крым, то есть один юнит, так мы называем дома, это порядка 2,5 миллионов рублей. В нашем сегодняшнем стандарте есть понимание того, больше какого количества юнитов нельзя делать на одной территории, и это более пятнадцати. Идеально - семь-десять. Относительно количества людей, находящихся в одном периметре: оно не должно превышать пятьдесят человек. В идеале это тридцать-сорок гостей, которые находятся в одном контуре в одно время. Что касается площади самой территории, то это примерно пятьдесят соток земли. Очень важно, чтобы была предусмотрена оптимальная команда обслуживания, но чтобы при этом не было лишних расходов. Вот имеется у вас один менеджер, один охранник, один человек, который занимается клинингом. То есть, с одной стороны, там нет лишних, дублирующих какие-то работы людей, но, с другой стороны, и эти люди не надрываются и не делают больше, чем они могут сделать, потому что в противном случае дальше они начинают делать свою работу хуже. Вскоре вы придёте к пониманию того, что сэкономленные на количестве юнитов средства, можно инвестировать в дополнительные элементы благоустройства территории - такие, как озеленение, создание каких-то бизнес-единиц, бани, бассейна, кафе. В общем, таких объектов, которые хороши сами по себе и круто, что они есть, к тому же они увеличивают добавленную стоимость на продукт, но при этом они не являются первоочередными.
- В какие сроки можно построить глэмпинг с нуля?
- Первый глэмпинг, который мы создавали, запустился в течение шести месяцев. Имеется в виду период времени от рисования эскизов до начала работы самого глэмпинга. Но это был зимний сезон и нужно понимать, что неизбежно были какие-то промедления, пережидание непогоды, когда мы что-то перестраивали, что-то исправляли, что-то пробовали, к тому же это был первый опыт. На сегодняшний день мы уже понимаем, как необходимо чётко выстраивать график работы, что делать, куда бежать… Все эти методики уже отработаны, поэтому теперь три месяца - это то время, за которое мы можем создавать глэмпинг, в котором будет от семи до десяти юнитов с базовой инфраструктурой, с базовыми нормами и делать это возможно будет в принципе в любом месте.
- Существуют ли какие-то топовые места для открытия глэмпинга? Как не ошибиться с выбором места?
- Лучшим местом будет то, где в первую очередь ты чувствуешь себя хорошо, место, которое тебе нравится, и место, в которое ты сам веришь. Если ты знаешь о том, что на Байкале круто, но самому тебе там некомфортно и ты никогда туда не поедешь работать или отдыхать сам, то, конечно, можно строить бизнес, можно идти какими-то механиками, искать какого-то топ-менеджера, которого можно туда закинуть, но это будет объект без твоей внутренней наполненности, без души. И результат будет соответствующим. Да, ты сможешь опираться на возможности какого-нибудь наёмного сотрудника, но в данном случае ты выступаешь в роли, скорее, инвестора. И высока вероятность, что при таком раскладе опыт открытия глэмпинга будет негативным. Но когда ты создаёшь объект в месте, которое сам любишь, которое тебе нравится, в которое ты веришь, тогда, и это моё личное убеждение, появляется гарантия того, что результат будет намного более положительным, чем с тем местом, к которому ты относишься посредственно.
- Как не столкнуться с природоохранными моментами?
- Что касается природоохранных территорий, то здесь нужно двигаться в соответствии с существующим законодательством. Если у тебя на сегодняшний день есть территория, которую можно освоить, но именно здесь высоки риски того, что это станет особо охраняемой природной зоной, то в этом объекте не нужно ничего строить. Потому что можно какое-то время петлять, выезжать на рисках и надеяться на авось, но ты должен понимать, что завтра поменяются интересы, и весь твой бизнес закроется. Это очень рискованные инвестиции. Я иногда смотрю на некоторых ребят, которые пробуют что-то сделать на авось на каких-нибудь пляжах либо в особо охраняемых природных территориях с очень условными документами на руках, и понимаю, что на такие риски и в такие инвестиции я бы не пошёл. Ведь не обязательно строить глэмпинг в заповеднике. Ты можешь построить его рядом. И перед тобой не стоит задача обязательно построить объект там, откуда открывается вид на какую-нибудь пещеру. Это может быть вид на что угодно: на скалу, на звёздное небо, на закат - то есть на что-то не обязательно уникальное. Но при это всё равно красивое, эстетичное.
- Частично Вы ответили на этот вопрос, но расскажите более подробно, каков срок окупаемости при запуске глэмпинга?
- Если рассматривать на примере Глэмпинг EXTREME Крым, то мы уже находимся в некотором профиците. То есть изначально мы для себя ставили два-три года как период, за который объект начнёт окупаться. Это были такие самые пессимистичные установки. Сейчас мы понимаем, что два курортных сезона, без учёта годовой работы самого глэмпинга, когда имеет место несезон, когда снижается трафик - даже при всех этих составляющих два курортных сезона - это вполне реальный срок, за который может окупиться объект. При этом мы прекрасно понимаем, что происходит какое-то инвестирование в качественное улучшение объекта. По-моему, это довольно оптимистичные цифры. И ещё раз сравню с какой-нибудь отельной историей, где мы строим сам объект два-три года, окупаем его пять-семь лет, а ещё через три года выходим на реконструкцию. Глэмпинг же мы можем возвести за три-шесть месяцев, выйти на окупаемость за два года, потом три года просто работать на чистую прибыль и ещё через пять лет подчистую снести эти юниты без какого-либо сожаления. И при этом мы будем понимать, что это не работа ради работы, а чёткий, понятный, прибыльный бизнес.
- В чём преимущества франшизы глэмпинга?
- Мы запустили проект франшизы, но мы точно не хотим становиться единственным оператором всех брендов. Мы хотим, чтобы индустрия развивалась. На сегодняшний день есть места, которые я лично не ощущаю как места для строительства глэмпинга, но я уверен что есть люди, которые чётко верят в эти территории и которые могут этими территориями заниматься. Дай Бог, это очень круто. Мы будем рады, если в таких местах будут появляться не какие-то псевдообъекты, а качественные начинания, которые индустрию глэмпинга будут только развивать. Мы сегодня готовы делиться опытом, который имеем, той работой, теми стандартами, которые выработали. И готовы завязывать это в одну экосистему, которая просто увеличивает конверсию между друг другом, которая даёт жизнедеятельность намного лучшую для быстрой динамики накрытия всей территории нашей страны качественным номерным фондом, для реализации программ внутреннего туризма. На наш взгляд, франшиза сегодня - это эффективный инструмент для решения описанных задач, и мы готовы взять на себя этот процесс, реализовывать его и таким образом делиться и вовлекать дополнительный бизнес, дополнительные инвестиции в развитие глэмпингов на территории нашей страны.
- Понятие внутреннего туризма, о котором Вы много говорите, оно стало популярным только в последнее время? Стоит ли на него опираться и надеяться при создании своего бизнеса?
- Внутренний туризм - это вполне реальная вещь, и в неё точно стоит верить. Термин появился сравнительно недавно, возможно, в ковидные времена. Я бы даже сказал, что он в эти времена стал более употребляемым, но вот само явление… Если говорить обо мне как о человеке, который родился в Крыму, и к туризму какое-то косвенное отношение всегда имел и на сегодняшний день имеет какие-то бизнес-единицы, которые так или иначе относятся к туризму, я обладаю определённой информацией, жизненным опытом по этому поводу. Я много времени уделял истории, изучению, аналитике того, как развивается туризм в других странах, и сегодня мы имеем чёткие данные, благодаря которым я могу сказать, что от 10 до 20% населения любого государства всегда путешествует внутри своей страны что бы ни было, какая бы экономическая ситуация ни складывалась: открыты все страны мира или закрыты - в любом случае этот процент населения будет использовать курорты своей страны. Да, люди будут продолжать ездить на экзотические острова, но какое-то количество людей продолжит путешествовать внутри страны. Люди, которые имели финансовые возможности поехать куда-то за границу, а сейчас оказались в условиях, когда им нужно ехать на внутренние курорты, будут готовы платить за отдых чуть больше. Соответственно, появится своя конкуренция, бизнес будет поднимать цены на собственные услуги. И в таком случае пусть лучше вот этот рост цен будет оправдан созданием новых объектов, новой курортной инфраструктурой, чем тем, что то, что вчера стоило рубль, сегодня, не улучшив качества, будет стоить десять. Поэтому внутренний туризм будет развиваться, я уверен.
- Большое спасибо Вам, Константин, за столь подробные ответы и за ликбез в такой относительно молодой отрасли, как глэмпинг!