Роберт Каплан в своей книге «Месть географии», вышедшей в 2012 году, вспоминает высказывания западного отца современной геополитики сэра Хэлфорда Джона Маккиндера. В его статье «Географическая ось истории», опубликованной в апреле 1901 в журнале The Geographical Journal в Лондоне, приводится мысль, что Средняя Азия, помогая сформировать евразийский «Хартленд», является «географической осью» истории, основанием судеб мировых империй. Маккиндер считал, что расположение природных артерий между горными целями, вдоль рек, по равнинам, больше способствует зарождению империй, чем построению государств.
Чтобы точно было понятно о каком регионе идёт речь, напомним, что Средняя – Центральная Азия – это современный азиатский регион СНГ. Это пространство, включающее Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению и Таджикистан. Это в прямом смысле зона экономических интересов современной России, пространство строительства Евразийского союза.
Но вернёмся к теории Маккиндера. Понимая, что европейским империям больше некуда расширяться, он выдвигал мысль, что любая война в Европе будет носить характер мировой, что и реализовалось в Первой и Второй мировых войнах.
Маккиндер предлагал смотреть на европейскую историю как на производную истории Азии. Он писал, что Европа утвердилась как культурный феномен в основном благодаря своей географии, которая ограждала её от легких захватнических походов.
Россия же в представлении Маккиндера, даже будучи защищенная от вторжений лесами, тем не менее пала жертвой Золотой Орды в XIII веке и в результате осталась за бортом европейского Возрождения с комплексом неполноценности и чувством незащищённости. Огромная империя, раскинувшаяся на суше, не имеющая природных барьеров – защиты от нападения – кроме, лесов, Россия, считал он, хорошо усвоила урок жестокого гнета завоевателей. И как результат она постоянно пытается увеличить и удержать собственную территорию или контролировать близлежащие земли.
Европа не знала подобный бед и потому смогла стать политическим центром мира.
Но в тоже время пока Западная Европа «заполнила Мировой океан своими кораблями», Россия столь же впечатляюще покоряла сушу – осваивала Сибирь.
Маккиндер делал вывод, что у противостояния России и Европы давняя история. Это борьба либеральной морской силы, сопоставимой с Афинами или Венецией, против реакционной сухопутной силы по типу Спарты или Пруссии.
Согласно Маккиндеру, разрастающаяся Россия, заняв центральное положение в начале XX века, станет преемником монгольской орды, которая, по мнению многих, оказала значительное влияние на мировую историю на протяжении всего второго тысячелетия. Он писал, как когда-то монголы ломились в ворота пограничных регионов Евразии – Польши, Турции, Сирии, Ирака, Персии, Индии, Китая, – так теперь способна поступать и Россия, чья уверенность в целостности своей территории окрепла благодаря строительству разветвлённой сети железных дорог.
И, действительно, с 1917 года и до распада СССР сеть железных дорог в Центральной Азии и Сибири выросла на 72 500 км.
Маккиндер высказал эту мысль более 100 лет назад. Разумеется, актуальным становится вопрос о справедливости и обоснованности таких ожиданий от России сегодня.
Через десятилетие после публикации теории Маккиндера произошла Первая мировая война, где «море» столкнулось с «сушей»: Германия с Россией на Восточном фронте и та же Германия с морскими Великобританией и Францией на Западном фронте. Однако после окончания войны Маккиндер писал, что отношения между тевтонцами и славянами до конца не выяснены и будет новое столкновение.
В последствии как мы знаем произошла Вторая мировая война.
При этом Маккиндер считал, что союз демократических государств будет лучшей защитой от закрытой политической супердержавы в центре Евразии, и таким образом, пишет Каплан, он предвидел борьбу НАТО против СССР. А я добавляю – и современной Россией в наши дни.
В конце концов теория Маккиндера говорила, что Мировые войны – это начало процесса геополитического доминирования Евразии, но при сохранении культурной особости Европы. Главную мысль Маккиндера, которую часто цитируют можно свести к фразе: «Кто контролирует Восточную Европу – тот контролирует мир». Имеется в виду тот геополитический мир, который по Маккиндеру должен сформироваться с центром в Средней Азии.
По мнению Роберта Каплана, напряженные отношения США с Россией по вопросу политической судьбы государств Центральной Азии и Кавказа – географической оси истории – только подтверждают теорию Маккиндера. Кстати, его теория завершается мыслью, что в конце концов российские земли может завоевать Китай, заняв после этого трон главенствующей геополитической силы в регионе.
Сергей Абрамов
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.