Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Эскадренные миноносцы типа «Касатка». Постройка и переход на Дальний Восток

«Кит» — первый миноносец типа «Касатка», заложенный на верфи Ф. Шихау
«Кит» — первый миноносец типа «Касатка», заложенный на верфи Ф. Шихау

Эскадренные миноносцы типов «Касатка» и «Инженер-механик Зверев» — построенные фирмой Ф. Шихау накануне и в ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов, заметно выделяются среди миноносных кораблей Российского флота конца ХIХ — начала ХХ века.
В основу при проектировании кораблей были положены требования технического задания, разработанного Морским техническим комитетом в
апреле 1898 года.
Если сравнивать между собой миноносцы русского флота, построенные по этому заданию как на отечественных, так и зарубежных верфях,
то самыми прогрессивными по конструкции следует признать корабли типа «Касатка».
Благодаря удачной общей компоновке они имели торпедное вооружение из трех поворотных аппаратов, а наличие полубака улучшало
их мореходность.
Не удивительно, что родоначальник нового семейства
«добровольцев» — минный крейсер «Эмир Бухарский» — по архитектуре представлял собой увеличенный тип «Касатки».
Можно утверждать, что именно с кораблей типов «Касатка» и «Инженер-механик Зверев» началась прямая ветвь эволюции эсминцев Российского императорского флота, завершившаяся знаменитыми
«новиками».

Эскадренные миноносцы типа «Касатка». Постройка и переход
на Дальний Восток.

5 августа 1898 года уполномоченный германского завода Ф. Шихау
(F. Schichau) инженер Рудольф Александрович Цизе и начальник Главного управления кораблестроения и снабжений (ГУКиС) вице-адмирал Владимир Павлович Верховский (по морской традиции нередко его фамилия писалась и произносилась через «о» с ударением на последнем слоге) подписали контракт на постройку для «Российско-Императорского правительства» четырех эскадренных миноносцев «с окончательной отделкой и полным изготовлением их к службе».
Этому событию предшествовали длительные переговоры, которые вело русское Морское министерство с целым рядом зарубежных фирм, пытаясь решить непростую задачу размещения заказов на новые миноносцы по программе
«для нужд Дальнего Востока», принятой
в
1898 году, а также обеспечения высокого качества их постройки при соблюдении очень жестких сроков выполнения самой программы.
Из германских заводов определенный интерес представляли фирмы
Ф. Шихау, «Ховальдтсверке» и Круппа
(быв. завод «Германия» в Киле). Сотрудничая с ними, специалисты Морского технического комитета (МТК), определявшего техническую политику в отечественном кораблестроении, надеялись (как говорилось в докладе, составленном
на имя управляющего Морским министерством вице-адмирала
П. П. Тыртова)
, «получить последние образцы» различных кораблей
и
«путем их сравнения выработать свой лучший тип». Естественным было и желание заказать новые миноносцы на тех заводах, которые «занимаются их постройкой и сами создают типы с полным успехом
в отношении морских качеств»
. Последнему требованию в полной мере отвечал завод Ф. Шихау, с которым у Морского министерства были давнишние связи.

Русские морские офицеры на заводе Ф. Шихау
Русские морские офицеры на заводе Ф. Шихау

Не удивительно, что и в этот раз Морское министерство возлагало
на завод Ф. Шихау определенные надежды, тем более что завод «Ховальдтсверке» от участия в конкурсе вскоре отказался, а проект фирмы Круппа хоть и был рассмотрен на заседании МТК в
июне 1898 года, но по решению управляющего Морским министерством отложен
«до получения проектов от других заграничных заводов».
15 июня техническая контора Р. А. Цизе, представлявшая «Машино- и судостроительные заводы Ф. Шихау в Эльбинге и Данциге» представила начальнику ГУКиС вице-адмиралу В. П. Верховскому чертежи
и спецификацию
«эскадренного миноносца со скоростью 27 узлов», которые 30 июня на заседании МТК под председательством вице-адмирала Дикова получили полное одобрение, как наилучшим образом отвечавшие требованиям МТК.
Согласно условиям контракта стоимость каждого из четырех миноносцев составляла 1 млн 200 тыс. немецких марок, или 472 тыс. руб.
и выплачивалась при достижении им во время трехчасового пробега скорости не менее 27 узлов. В противном случае завод подвергался штрафу, а при скорости ниже 25 узлов Морское министерство имело право вообще отказаться от приемки миноносцев, потребовав возвращения платежей с начислением 3,5% годовых.
Испытания миноносцев требовалось провести в Пиллау. Недостающие предметы вооружения и снабжения замещались
«добавочным грузом» (104,7 т). Кроме того завод обещал провести дополнительное испытание для определения циркуляции.

Право отказаться от приема миноносцев сохранялось за Морским министерством и при четырехмесячном опоздании в сроках
их готовности, определенных контрактом: для головного корабля
не позднее
1 января 1900 года, для трех остальных — через 21 месяц после подписания документов. При этом «непреодолимыми препятствиями», дававшими право на продление контрактных сроков считались лишь: пожар, наводнение, землетрясение, ураган и «моровая язва».
Наблюдать за ходом работ по постройке миноносцев было поручено капитану 2 ранга П. Ф. Гаврилову, который прибыл в Эльбинг
6 декабря 1898 года. Он же был назначен командиром строившегося на заводе
Ф. Шихау крейсера водоизмещением 3000 т
(впоследствии «Новик»). Помощником к П. Ф. Гаврилову назначили младшего судостроителя
Н. Н. Пущина.
Если бы в процессе постройки миноносцев выявились отступления
от чертежей или спецификации, не согласованные с Морским министерством или с П. Ф. Гавриловым и Н. Н. Пущиным, то заводу вменялось в обязанность по первому их требованию
«все недостатки или неудовлетворительности в работе исправить или переделать
во всем согласно с требованием на свой счет и без всякой
за то платы»
.

Испытания миноносцев начались в Пиллау весной 1900 года
Испытания миноносцев начались в Пиллау весной 1900 года

Фирма «Ф. Шихау» для постройки русских миноносцев заложила четыре новых стапеля, одновременно заготавливая материалы для последующей сборки корпусов миноносцев, которым по представлению Главного морского штаба были присвоены наименования «Кит», «Скат», «Дельфин» и «Касатка», и в январе 1899 года они были включены в списки судов Российского флота. Однако неблагоприятные погодные условия зимы 1898/99 года задержали работы по сооружению спусковых фундаментов. Первый миноносец «Кит» заложили только 26 февраля, остальные начали строить позже. К сборке «Ската» приступили 5 марта, «Дельфина» —
17 марта. Сборка корпуса по­следнего миноносца «Касатка» началась после установки блоков на четвертом стапеле в конце марта. Однако
со временем они обогнали головной, и первым
31 июля на воду был спущен «Дельфин». Несмотря на эти обстоятельства в переписке тех лет эти миноносцы чаще относили к типу «Касатка» или просто к типу Шихау. Церемонию спуска на воду «Дельфина» завод провел весьма торжественно, так как на ней присутствовал находившийся в это время
в Германии управляющий Морским министерством вице-адмирал
П. П. Тыртов. По такому случаю Р. А. Цизе, разбив о штевень миноносца бутылку шампанского, произнес подобающую случаю речь. Вместе
с рапортом об этом событии Гаврилов препроводил в Главный морской штаб ее перевод. В его, правда, далеко не литературном изложении она звучала так:
«Ты — первенец нашей новой верфи, — начал, обращаясь
к стоящему на стапеле миноносцу, Цизе,
— по воле его императорского величества русского императора над тобой с любовью и прилежанием трудились сотни работников!»

Далее, сообщив собравшимся о присутствии на церемонии управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова, Цизе продолжил: «Пусть обращенный на тебя в эти минуты взор твоего будущего начальника принесет тебе благополучие во всех плаваниях! Счастливого плавания! Гордо неси по всем морям свой флаг… Повелением его императорского величества русского императора дается тебе имя «Дельфин!» Свою речь он закончил здравицей в честь Николая II, после чего «Дельфин» благополучно
сошел на воду.
В
августе на миноносец погрузили паровые котлы и холодильники (конденсаторы), и в мастерских завода приступили к сборке механизмов. Командиром «Дельфина» назначили лейтенанта Е. П. Елисеева.
Несмотря на определенные трудности подготовительного периода, работы на заводе велись четко и быстро.
12 октября сошел на воду «Скат», 18 ноября — «Кит». Задержка произошла лишь со спуском «Касатки»:
из-за сильных морозов он состоялся лишь
4 марта 1900 года.
Неудачно выбранный срок испытаний головного корабля
(декабрь 1899 года), на что при заключении контракта не обратили внимание
ни заказчик, ни завод-строитель, пришлось перенести на весну.
8 мая первой в Пиллау прибыла «Касатка», где ее сразу поставили в док для монтажа гребных винтов и окраски подводной части.
Но из-за неблагоприятных погодных условий испытания несколько раз откладывались.
18 мая корабль вышел, наконец, на мерную милю, однако первый пробег оказался неудачным — один из котлов вышел из строя. После замены части котельных трубок миноносец 26 мая вновь вышел
в море и достиг скорости 27,4 узла — на 0,4 узла больше контрактной.

Сравнив «Касатку» с переделанным под конвоир императорских яхт миноносцем «Слейпнер» («Sleipner»), присутствовавшие на испытаниях германские военно-морские специалисты признали, что распределение грузов на русском корабле более рациональное, а вибрация корпуса
на ходу менее заметна. Правда, некоторые недостатки, выявившиеся
при испытаниях, все же заставили отложить прибытие трех остальных миноносцев: немцы решили осуществить доработки на заводе
в Эльбинге, а не возиться с ними в Пиллау, где отсутствовали мало-мальски оборудованные мастерские.
12 июня наконец были получены заказанные еще в апреле снаряды
к 75-мм орудию и торпеда, но по небрежности Российского общества транспортирования кладей, не указавшего конкретного адресата, длительное время пролежавшие на таможне.
15 мая «Касатка» провела артиллерийские и минные стрельбы, после чего неделю пришлось потратить на «усиление крепления орудий».
Отдельные достроечные работы затянулись до
конца июня, и только
2 июля, согласно приказанию генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича (все корабли, «строившиеся за границей, по приеме
их в казну должны приходить в Кронштадт для осмотра их и снабжения боевыми припасами перед отправлением по назначению»)
, «Касатка» пришла в Либаву (Лиепая). Переход миноносец проделал под русским военно-морским флагом, но с неполным числом русской команды (всего 10 человек) заводской машинной командой и рулевыми, предоставленными Ф. Шихау за 2 тыс. марок. Командовал миноносцем капитан 2 ранга А. П. Муравьев.

По прибытии в Либаву «Касатка», согласно полученной от управляющего Морским министерством инструкции, направилась в коммерческий порт, где немецкая команда покинула миноносец, и только после этого вошла
в военный порт Императора Александра III.
Второй миноносец серии — «Скат» — прошел испытания
15 июня, развив скорость 27,08 уз. при водоизмещении 354,2 т. 8 июля он также прибыл
в Либаву.
29 июля здесь же ошвартовался и «Кит», показавший
на испытаниях скорость хода 27,4 узла. При этом водоизмещение корабля составляло 360 т при запасе угля 87 т.
Последний из
«шихауской» четверки — «Дельфин» — из-за срыва сроков поставки части оборудования вышел на мерную милю только 19 августа. Скорость его составила 27,25 узла. На следующий день, подняв флаг
и вымпел, миноносец начал кампанию и через 7 дней пришел в Либаву, откуда почти сразу по приказанию генерал-адмирала направился в Крон­штадт, но на переходе был застигнут сильным штормом и укрылся
в Гельсингфорсе.
4 сентября при выходе из Гельсингфорса на миноносце произошла первая авария: в паровом котле лопнула водогрейная трубка, вода вытекла и пар, заполнивший кочегарку, вынудил команду выскочить на верхнюю палубу, не успев «выгрести жар», в результате образовалась течь еще
в нескольких трубках. Благодаря предпринятым мерам котел удалось спасти от больших повреждений, но для этого пришлось запитать 3-й котел забортной водой и остановить машину.
Отправке на Дальний Восток первых построенных по программе
1898 года миноносцев предшествовал скандал, разразившийся в стенах Морского министерства. Осмотрев прибывшие в Кронштадт корабли типа «Касатка», комиссия МТК составила длинный перечень дополнительных работ, которые необходимо было осуществить перед дальним походом.

Когда документ лег на стол управляющего министерством адмирала
П. П. Тыртова, тот пришел в ярость. Не вдаваясь в подробности,
он распорядился никаких дополнительных работ не проводить
и одновременно обвинил МТК в том, что комитет
«утверждал первоначальную спецификацию, а теперь, когда нужно миноносцы
уже высылать на службу, находит нужным переменять ее»
. В результате пришлось ограничиться лишь заменой шлюпок, кроме того, на «Касатку»
и «Скат» установили по дополнительному компрессору.
Командиром «Касатки» оставили капитана 2 ранга А. П. Муравьева, назначив командирами: «Ската» — капитана 2 ранга В. В. Смирнова, «Кита» — капитана 2 ранга В. С. Кевнарского и «Дельфина» — капитана
2 ранга И. М. Новаковского.
После проведенных по ускоренной программе испытаний вооружения командиры миноносцев получили приказ следовать на Тихий океан.
12 октября снялись с якоря «Касатка» и «Скат», через семь дней — «Кит»
и «Дельфин», к которым присоединили построенный английской фирмой «Лейрд Бразерс» миноносец «Сом».
Для первой группы поход начался неудачно: на «Скате» в одном из котлов деформировался верхний коллектор. Затем произошел
«разрыв золотника цилиндра низкого давления», и через некоторое время заметили «стук» в цилиндре низкого давления левой машины.
В результате на «Скате» пришлось заглушить ряд трубок в двух котлах.

В Северном море «Кит», «Дельфин» и «Сом» попали в 8-балльный шторм. Непогода продолжала преследовать русские корабли и дальше. При выходе в Бискайский залив из-за «неправильного волнения» начались перебои в работе винтов, поэтому «Кит», «Дельфин» и «Сом» повернули назад и укрылись в Бресте, где в течение недели ожидали окончания шторма. Лишь 25 ноября они вышли в море и, зайдя по пути в Ферроль, Лиссабон, Алжир и Палермо, прибыли в греческий порт Пирей, где встретили новый 1901 год.
Стоянка в гостеприимной Греции продолжалась почти месяц.
Все миноносцы по очереди прошли докование в военно-морской
базе в Саламине, где были перекрашены их подводные части
(патентованными покрытиями «Венеция» и «Моравия»). Затем на всех кораблях перебрали машины, выщелочили котлы, завершили начатый еще в Кронштадте монтаж котельных «огнегасителей». По завершении работ миноносцы выкрасили в принятый для заграничного плавания белый цвет (дымовые трубы остались желтыми с черной каймой). Перед уходом
из Пирея русские корабли посетила королева эллинов Ольга, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, внучка Николая I.
Дальнейший путь миноносцев пролегал по маршруту Порт-Саид — Аден — Коломбо — Сайгон — Шанхай — Порт-Артур. По выходе из Коломбо
на «Касатке» в одном из четырех котлов при закрытых топках лопнула верхняя часть котельной трубки и сильная струя пламени из поддувала котла
«кинулась» в кочегарку. Два кочегара получили легкие ожоги, кочегарный квартирмейстер Уразман, спасаясь через угольную яму, ударился головой и, не приходя в сознание, через четыре часа скончался.

Миноносец «Кит» в составе Тихоокеанской эскадры
Миноносец «Кит» в составе Тихоокеанской эскадры

Наиболее сложным был переход через Индийский океан. Корабли вынуждены были брать на борт запас угля, значительно превышающий расчетный, и тут выяснилось, что места для дополнительной бункеровки на «Соме», несмотря на его самые большие размерения, нет. Большую часть из сверхнормативных 40 т угля погрузили прямо на верхнюю палубу, а еще по 20 т взяли для него «Кит» и «Дельфин». Две утомительные угольные погрузки пришлось провести без захода в порт —
одну у о. Сокотра, а вторую прямо в открытом океане.

На переходе в Шанхай «Сом» коснулся отмели и, потеряв две лопасти правого гребного винта, оставшийся путь шел под одной левой машиной. Тем не менее, в 2.30 ночи 23 апреля 1901 года он вместе с «Китом»
и «Дельфином прибыл на Порт-Артурский рейд.
6 мая пришли и два оставшихся миноносца «Касатка» и «Скат».
С приходом на Дальний Восток миноносцы типа «Касатка» включились
в насыщенную различными учениями беспокойную жизнь Тихоокеанской эскадры. В
1902 году их переименовали. «Кит» стал «Бдительным», «Дельфин» — «Бесстрашным», «Касатка» — «Бесшумным» и «Скат» — «Беспощадным»...

Продолжение читайте позднее на нашем канале или в журнале
Н. Н. Афонина "Мидель-Шпангоут №25 "Крейсер "Эскадренные миноносцы типов "Касатка" и "Инженер-механик Зверев" (2011 г.)


© Н. Н. Афонин
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Мидель-Шпангоут №25"/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!