Найти тему

История о том, как дети сами могут остановить травлю

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Сегодня поделюсь с вами историей Юрия. Обычно я не беру написанные истории. Мне важно провести с героем интервью, задать все вопросы, чтобы не только события изложить, но прочувствовать эмоцию героя, что он испытывал тогда, как это влияет на него сейчас. Люди редко сами умеют именно так свои истории рассказать. Но в случае с Юрием мне захотелось сохранить авторскую тональность, его слова, образы и краски. Это очень весомый ответ тем, кто порой пишет в комментариях, что пора повзрослеть, убить в себе жертву, стать мужиком. Обычно такие комментарии пишут сами ещё неповзрослевшие «взрослые», часто бывшие жертвы, которых никто не защитил, которые считают, что травля их «закалила», а на самом деле, просто притупила чувства, или бывшие агрессоры / свидетели, которые тогда не смогли ничего изменить, взрослые не вмешались. Нашей психике сложно смириться с ужасом детства. Проще вытеснить или нормализовать, оправдать. Потому что иначе с этим надо как-то жить и очень много-много работать. Чтобы травма не стала тобой. Первый шаг к исцелению — это смочь рассказать. Юрий этот шаг сделал.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

«Здравствуйте. Я посмотрел фильм про травлю с вашим участием. Первый раз, когда я увидел этот фильм, услышал откровения автора фильма о том, что ему пришлось пережить в школе, я испытал восхищение его мужеством, его смелостью. Принято считать, что ребёнок — это то, что было когда-то тогда, в далёком прошлом. В то время как, на самом деле, ребенок никуда не делся. Он просто, как капустная кочерыжечка оброс многими слоями листьев, сохраняя в себе эти травмы. Вспоминая прошлое школьных лет сейчас, почти в 40... я до сих пор испытываю обжигающее душу желание вернуться туда в прошлое и дать самому себе пару советов. Через мгновение я отрезвляюсь и прихожу в ужас от того, насколько сильной была эта травма. Я до сих пор не могу контролировать чувства, всплывающие из того времени. Ужасаюсь тому, что об этих последствиях знают все жертвы. И все молчат. Кто-то, потому что ему вбили в голову, что это нормально, что тебя травили, «школа есть школа», кто-то, потому что его сознание вытесняет эту травму, большинство же, как и я, считают, вероятно, что это как-то стыдно во «взрослом» возрасте «плакаться» о том, что в детстве тебе «пару шишек поставили». Но никто не может, пройдя через это, быть свободным от эмоциональных переживаний даже спустя 20 лет. Сомневаюсь, что даже в 50, 60 это получится вспоминать спокойно.

В школе со мной произошли несколько этапов травли, хронологию которых моя память путает. А также несколько эпизодов, когда других травил я. И восхитительный финал этих историй. Это происходило класса с шестого.

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Эпизод 1 — одноклассники

Меня начали травить одноклассники, с которыми я «дружил», вместе учась в одном классе с самого детского сада. Такой вот поворот. Я не помню, что послужило спусковым крючком. У травли был лидер — мой одноклассник Миша (имя изменено) и рядом с ним был ещё один человек. Больше, как будто и не было никого. Двое активных участников. От них я встречал разные грубости, иногда тычки, незначительные удары. Однажды прозвучало слово «жид», которое я тогда не смог понять, думая, что речь идёт о жадности. В сравнении с ужасами, которые иногда переживают дети в моменты травли, кому-то мой случай может показаться смешным. Но это, конечно, было не чем иным, как травлей. Пережил я это лишь потому, что унижения не были «беспредельными», во-первых, а во-вторых, они, видимо, вовремя кончились (имею в виду ресурс моей психики). Меня могли пихнуть плечом в коридоре. Доставать по-всякому. Но однажды меня довели до того, что я избил кулаками своего обидчика по лицу. А драться я не любил и не умел вообще. Никогда. Полный ноль. Я не понимаю, откуда и как во мне родилась эта ярость... мне кажется, что я, скорее, должен был всё это просто продолжать терпеть.

Эпизод 2 — хулиганы

В каком-то классе появились трое новеньких, трое хулиганов «двоечников», как тогда мы их характеризовали. Один из троих хулиганов Олег (имя изменил) был ниже двоих других по статусу. Когда они были вместе, его часто унижали, как-то подтрунивали, издевались, но держали рядом. На блатном жаргоне это называется «шестёрка». Синоним подобрать сложно, вероятно, из-за того, что я до сих пор это ношу в себе. И вот именно этот, «неавторитетный» из троих хулиганов — стал меня травить. Однажды в середине урока он подошёл ко мне сзади и ударил ногой со всего размаху в спину. Я упал.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Эпизод 3 — сдача

Среди моих одноклассников был один тихий парень Пётр (имя изменено), который вроде бы со всеми дружил, но при этом был скромнягой из не очень богатой семьи. Он не ругался матом, не ходил курить за коробку и никогда не присутствовал на наших пьяных посиделках, которые имели место быть в старших классах, но при этом он был частью компании и разных активностей в классе. И вот над ним я всячески издевался. Но не один, а вместе с тем самым одноклассником Мишей из Эпизода 1, который организовал мою травлю. Делал я это много и по-разному, хотя не бил. Не бил потому лишь, что драться не любил и не умел. А вовсе не по доброте душевной. Зато психологически доводил до того, что мне звонила его мать. Издевался над вещами, унижал карикатурами на стенах школы фломастером и так далее.

Эпизод 4 — поступок

Сильный духом Олег из 2-го Эпизода не уставал надо мной издеваться. Я не помню, в какой момент это произошло, но однажды тихий парень Пётр, над которым я издевался сам, собрал всех старичков и сказал: «Хулигана терпеть больше нельзя. Так что пацаны давайте ставить его на место». В тот же день Пётр назначил встречу за школой Олегу. Олег с усмешкой согласился и действительно ждал нас. Мы пришли. Пётр просто скомандовал «Налетай!» или что-то в этом духе. Это была смешная потасовка, куча мала. Олега скорее попихали, чем побили, вероятно, дали несколько раз в суматохе по лицу. Он встал, бросил в наш адрес какую-то угрозу, а мне сказал персонально, что со мной поговорит отдельно. Но с этого дня он был тише воды ниже травы. Поступок Петра я сейчас вспоминаю со слезами. Мне 40 лет. Я всё это пережил и осознал многократно. Но не могу вспоминать это спокойно.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Эпизод 5 — друг

В класс пришёл новенький Саша (имя изменено). Саша оказался здоровым, сильным и при этом уверенным в себе парнем. И с ним мы оказались родственными душами. Сильно подружились. Я точно помню, что Эпизод 1, в котором меня травили мои же одноклассники, закончился с приходом Саши. Как-то естественно. Как само собой разумеющееся.

Сейчас, когда я оглядываюсь назад, мне становится понятно, что то, как я издевался над Петром и ещё над разными людьми в школе, в т. ч. даже над девочками, это были ужасные последствия того, что происходило в моей душе без должного внимания со стороны старших. Я гнусно вымещал свою обиду на тех, кого мог счесть слабее, доказывая себе что-то. Поделил мир на тех, кто издевается и тех — над кем издеваются.

Эпизоды 4 и 5 оказались для меня, как я сейчас думаю, спасительными. Жизненно важными. Возможно, что лишь благодаря этим эпизодам я вспоминаю школу без ужаса. То есть лишь потому, что всё успело начаться и закончиться быстрее, чем я «сошёл с рельсов.

Мои дети, кстати, учатся на семейном обучении».

Комментарий автора канала:

У нас сейчас не принято и даже вредно для репутации говорить об опыте других стран, особенно европейских. Но я всё-таки скажу. Про опыт Финляндии. По статистике UNICEF на 2020 г. в Финляндии 25% детей когда-либо в течение школьных лет подвергаются травле. Напомню, уже не раз приводила статистику по России, у нас это 50%, то есть каждый второй. Финнам ещё есть над чем работать, но они начали 20 лет назад. Что именно они сделали? Там была серия образовательных реформ. Российские учителя, директора школ и чиновники до пандемии туда ездили косяками перенимать опыт, кстати, результатов поездок пока не видим. Одна из реформ сводилась к изменению составляющих школьной программы. Что они имеют сейчас? Когда ребёнок приходит в начальную школу, первые 4 года в программе намного меньше в сравнении с Россией таких предметов, как чтение, письмо, счёт. Вы же часто слышали, когда эмигранты уезжают на запад, они жалуются, что в пятом классе дети проходят то, что в России проходили в третьем. Почему? Потому что большую часть учебных часов отдали развитию того, что сейчас принято называть «мягкие навыки». Среди них наши любимые 4К: кооперация, коммуникация, критическое мышление, креативное мышление. А также формированию мировоззрения, в том числе нетерпимости к насилию. Они это делают через сказки, рассказы, мультфильмы, игры, спектакли, проекты и т. д. Какова цель этих занятий? Школа добивается того, чтобы у ребёнка была чёткая установка: «Насилию нет». Каждый ребёнок буквально до условного рефлекса вырабатывает два варианта реакции на насилие, если он его наблюдает: 1) остановить здесь и сейчас, если это не опасно для меня, 2) если опасно, просигнализировать тому, кто выше по иерархии, более старшему ученику в школе или учителю. Пункт 1, это как раз то, что у Юрия произошло в эпизодах 4 и 5. Только происходит у нас это редко. Пункт 2, это то, что в российском менталитете считается ябедничеством.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.