- Вы - психолог и используете в практике карты Таро? Серьезно?!
- Угу, но только тогда, когда магический шар в ремонте…
Да, в аналитической психологии без магии порой не обходится =)
Но, говоря серьезно, карты Таро в работе психолога – это не инструмент для гадания, прорицания и других эзотерических процедур.
Таро в психологической практике – в консультационной, диагностической и психотерапевтической работе – успешно зарекомендовавшая себя проективная методика.
То есть, такая техника, которая направлена на контакт с бессознательной частью Я человека, а именно – с тем, что он в себе не осознает, но что при этом может мешать ему комфортно жить и выстраивать благостные отношения с другими людьми и с собой.
Любая проективная методика, включая Таро, помогает выявить и скорректировать проекции (отсюда, и ее название, собственно – «проективная»), бережно «вынося» их первопричины из неосознанных «темных глубин» психики на «берег» осознания.
Если, допустим, в человеке есть «что-то» непринимаемое в себе или подавленные, вытесненные из сознания переживания (например, это могут быть как собственные негативные личностные качества, так и последствия травмирующих событий в анамнезе), и это «что-то» приписывается другому человеку/обстоятельствам, то речь идет, как раз, о проекции.
То есть, проекцией можно назвать процесс, когда «свое внутреннее» человеком ошибочно воспринимается, как «происходящее вовне».
А обозначив с помощью проективной методики искомые первопричины проекции, человек посредством анализа (со специалистом) и с помощью самоисследования уже может интерпретировать и проработать их, чтобы вернуть себе утраченный баланс Я, стабилизировать состояние, понять себя, гармонизировать себя и установить контроль над своей жизнью, который ранее был нарушен в силу отсутствия самоосознанности.
И Таро здесь – не исключение: карты хорошо помогают человеку знакомиться с собой.
С собой – Настоящим.
Юнгианский анализ Таро и Юнгианское Таро: в чем разница?
Юнгинаский анализ – это метод.
И он широко используется психологами, психоаналитиками, психотерапевтами, являющимися адептами школы глубинной психологии (как правило, аналитической психологии Юнга/юнгианства), в работе с широким спектром психологической проблематики.
Юнгианский анализ позволяет рассматривать различные «продукты» бессознательного (сны, содержания активного воображения, свободные ассоциации, инсайты, медитативные образы, фантазии и т.д.), как очень ценный материала для успешного психотерапевтического (целебного) альянса аналитика (специалиста) и анализанда (клиента).
Работать в каноне юнгианского анализа можно с разными проективными техниками, включая колоду карт Таро, как одну из них. И даже не только с Таро, но и с разными видами метафорических ассоциативных карт/МАК – сейчас психологи активно используют их в практике в силу большого выбора их представленной тематики.
Но именно карты Таро позволяют коснуться «глубин» сознания, ведь Старшие Арканы колоды содержат в себе «напитанные» времен архетипы, которые в аналитической психологии служат, своего рода, «медиаторами», связующими символами между интропсихическим пластом личности человека и событиями его реальной жизни.
И в отличие от иных проективных методик (МАК, арт-техники, апперцептивные методики и прочие), Таро – наиболее древняя символическая система. Если верить легенде, то прототип современных карт Таро (тех, которые нам сейчас привычны по своей структуре и содержанию) – это дар Европе определенных знаний о мире и людях от Египта. Опять же, согласно наиболее распространенной гипотезе, первая колода Таро появилась в Италии в начале XV века (примерно в период с 1420 г. по 1440 г.).
В состав традиционной колоды входит 78 карт, которые в Таро называют Арканами (что в переводе с лат. означает «таинство»), 22 из которых относятся к Старшей группе и символизируют базовые паттерны восприятия окружающей действительности, 16 из которых – Фигурные Арканы, символизирующие универсальные психотипы, как паттерны социального поведения людей, и оставшиеся 40 из которых – это Числовые Арканы, интерпретируемые сугубо ситуационно и в соответствии со старшей группой карт колоды при раскладе.
Наборов Таро сейчас представлено великое множество, но, как правило, в психологической (аналитической) практике удобнее использовать те, что реализованы в определенных, зарекомендованных традициях (или, хотя бы, по их мотивам); это позволяет работать с символикой карт по архетипам, что является важным критерием эффективного юнгианского анализа, как метода научной психологической школы. Сюда можно отнести Таро герметического ордена «Золотая заря», Марсельское Таро, производные колоды от классического Таро Кроули, Уайта и др.
Как я уже упоминала выше, большинство Таро имеют стандартный состав колоды – 78 карт с универсальными значениями, соответствующими каждой из них: 22 карты – Старшие Арканы (Шут, Маг, Императрица, Колесница, Мир, Башня и т.д.), 56 – Младшие Арканы, разделенные на четыре масти (Кубки, Жезлы, Пентакли и Мечи) и включающие, как Фигурные (Король, Королева, Рыцарь и Паж), так и Числовые карты (от Туза до 10).
Главный принцип юнгианского анализа в практике с любыми вариациями Таро базируется на работе с «продуктами» бессознательного человека. На анализе неосознаваемых им интропсихических содержаний собственного Я – как личных, так и коллективных (включая анализ ассоциаций, архетипов, аналогий, символов, метафор, образов, фантазий, эмоциональных откликов, инсайтов, амплификаций и т.д.), выраженных символически, метафорически в раскладе карт Таро (для каждого конкретного клиента).
Анализ символики карт Таро при раскладе, особенно с учетом обозначенной клиентом проблемы/ситуации, которую он хочет понять и «раскрыть», позволяет ему добыть знания о себе, ранее недоступные, хранящиеся в «глубинах» сознания.
Таким образом, психолог, реализуя расклад для клиента (в том числе, в онлайн формате), анализирует то, что именно человек может интуитивно, не замечая, проецировать «из себя» - «вовне»; какую интропсихическую составляющую своего Я, нуждающуюся во внимании, он не в силах осознать самостоятельно, но при этом может «переносить» ее на образы выпавших в раскладе карт – как именно, и с какой целью. А полученную в таком анализе информацию о картине «внутреннего мира» клиента (подчеркну: о данности, а не о будущем, как обычно интерпретируют карты в эзотерическом контексте) психолог подробно излагает ему, чтобы человек мог увидеть то, что раньше было ему недоступно в силу, например, «туннельного мышления», или из-за работы защитных механизмов психики, сопротивления и др. «блоков».
Посредством психологического, юнгианского анализа человек в картах может видеть не что-то «внешнее» (образы других людей, мотивы чужого поведения, события будут лишь проекцией, искажением; кроме этого, в психологии значение карт Таро не воспринимается буквально), а «свое» - указывающий символ для изучения себя, для поиска причин сложностей в самом себе, для выстраивания оси Эго-Самость, где цель – достижение целостности человеческой личности, раскрытие заложенного природой потенциала.
Свои мотивы, свои эмоции, свои мысли, свои цели, свои желания и свои страхи – вот, что всегда готовы «показать» заинтересованному человеку карты Таро в работе психолога.
Юнгианское Таро (Jungian Tarot by Robert Wang) – это уже не метод, а уникальная и весьма редкая, сложная колода Таро, автором которой является художник, мистик, преподаватель и исследователь юнгианских идей – Роберт Вон (Robert Wang).
Эти авторские карты Таро исполнены в традициях «Золотой Зари» и основаны на классической юнгианской символике, поэтому Старшие Арканы изображают архетипы, а Младшие представляют собой несколько непривычную подборку – вместо Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа на них изображены фигуры (тоже архетипические) Отца, Матери, Сына и Дочери (соответственно прежней иерархии). Кроме того, на каждой карте Старших Арканов присутствует иллюстрация Сакрального круга – мандалы. «Числовые» карты колоды Роберта Вона – не сюжетные.
Рассмотрим Юнгианское Таро в исполнении исследователя Robert Wang подробнее.
Особенности «Таро Юнга»: аналитический аспект, каббала и астрология
Иллюстрации для Юнгианского Таро были написаны Робертом Воном в 1988 году. Данная колода призвана была исследовать связь между архетипами аналитической психологии и классическими значениями карт Таро (приоритетно – касательно Старших Арканов колоды).
Уникальная идея Robert Wang, детально выстроенная на базисе юнгианства, привнесла в Таро свежие, интересные интерпретации – более глубинные и научно обоснованные, так как базисом исследования выступает аналитическая психология, как научный психотерапевтический подход/направление, а не эзотерическая концепция, которой руководствуются большинство тарологов.
На картах нет привычных образов и их названий, как и числовых обозначений. И такую специфику сложно назвать упущением, ведь она была продумана автором колоды специально, как дополнительный аспект для анализа, предоставляющий новый уровень свободы для толкования карт, что позволят отойти от клише и стереотипов в психотерапевтической работе со специалистом.
Благодаря этому, на сюжетные иллюстрации карт Юнгианской колоды Таро можно буквально медитировать (особенно, учитывая наличие в иллюстрациях мандал для каждой карты из группы Старших Арканов).
«Таро Юнга» – гибкий инструмент в практике психолога, так как он способен подстраиваться под разные системы интерпретаций.
При необходимости – даже с учетом астрологических данных, ведь картам присвоен тот или иной знак Зодика и астрологические символы планет.
Мастям, например, присвоены кардинальные знаки: Жезлы соответствуют Овну, Кубки – Раку, Мечи – Весам, пентакли – Козерогу.
А Числовые карты связаны с деканатами, то есть, с делениями знака Зодиака на три равные части, по 10 градусов каждая.
Каждым таким деканатом управляет определенная планета. И здесь учитывается классическое деление знаков на кардинальные, фиксированные и мутабельные. Кардинальными знаками в астрологии считаются Овен (Огонь), Рак (Вода), Весы (Воздух) и Козерог (Земля); фиксированными – Телец (Земля), Лев (Огонь), Скорпион (Вода) и Водолей (Воздух); а мутабельными – Близнецы (Воздух), Дева (Земля), Стрелец (Огонь) и Рыбы (Вода).
Двойки, Тройки и Четверки соотносятся с кардинальными знаками. Пятерки, Шестерки и Семерки – с фиксированными знаками. Восьмерки, Девятки и Десятки – с мутабельными знаками.
Тузы связаны с равноденствиями и кардинальными знаками: Туз Жезлов связан с весенним равноденствием и Овном, Туз Кубков – с летним солнцестоянием и Раком, Туз Мечей – с осенним равноденствием и Весами, Туз Пентаклей – с зимним солнцестоянием и Козерогом.
Фигурные карты также связаны с кардинальными, фиксированными и мутабельными знаками: Отец и Сын соответствует кардинальным знакам, Мать – фиксированным знакам, Дочь – мутабельным знакам (Овен – Отец/Сын Жезлов, Телец – Мать Пентаклей, Близнецы – Дочь Мечей, Рак – Отец/Сын Кубков, Лев – Мать Жезлов, Дева – Дочь Пентаклей, Весы – Отец/Сын Мечей, Скорпион – Мать Кубков, Стрелец – Дочь Жезлов, Козерог – Отец/Сын Пентаклей, Водолей – Мать Мечей, Рыбы – Дочь Кубков).
Упрощенные значения мастей по стихиям (Жезлы – огонь, Кубки – вода, Мечи – воздух, Пентакли – земля) также актуальны.
Связь «Таро Юнга» от Роберта Вона с каббалистическими идеями
Кроме юнгианства и астрологических аспектов данная колода содержит и каббалистические принципы, представленные в Младших Арканах, где каждая масть соответствует одному из четырех каббалистических миров: Жезлы – Ацилут, Кубки – Брия, Мечи – Йецира и Пентакли – Асия; а значения чисел (от Туза до 10) соответствуют сфирам «Древа Жизни» (Древо Сефирот), определенный цвет каждой из которых, соотнесенный с идеями Каббалы, можно видеть на иллюстрациях Числовых карт группы Младших Арканов (от Туза – до10). Допустим, Десятка Пентаклей будет означать Малкут (10-я сфира в Древе – темного оттенка, как результат смешения цветов всех сфир воедино, символически подчеркивающего принцип единства всех сфир, воплощенный в 10-ой сфире/в Малкут; см. рис.1) в мире Асия, который символизирует масть Пентаклей – на карте это значение представит изображение небольшой сферы темного цвета в верхней части иллюстрации (см. рис. 2).
Такое сочетание учений, заложенных в Юнгианскую колоду, дает возможность взглянуть на психологическую практику с Таро по-новому – идеи каббалы, астрологии и аналитического знания Карла Густава Юнга позволяют перейти от стандартного, ненаучного эзотерического канона в гадании к более детальной, глубинной, сложной, а значит – и к более эффективной, психологически детерминированной работе с бессознательным пластом Я человека.
Использование «Таро Юнга» психологом в свое практике способно помочь разобраться в проблемной ситуации, которая ранее казалась клиенту «неподъемной» – была «слепым пятном» в его мировоззрении – запутанной, отталкивающей негативом.
Юнгианское Таро расширяет границы толкования – в архетипическом анализе карт нет однозначно негативных значений и интерпретаций, так как архетипы всегда дуальны, в каждом из них есть и положительный аспект и нечто теневое.
В этом заключается суть единства противоположностей для реализации баланса структуры Я.
Суть пребывании с собой в ладу.
Например, если Тройку Мечей принято интерпретировать с учетом эзотерических значений, как не очень-то хорошую карту (Тройка Мечей – негативный «ответ» карт вопрошающему), то при работе с «Таро Юнга» данная карта получает иное значение – сила искусства и поэзии. Ведь масть Мечей символизирует знак Весов, а Нептун (соотносящийся с этой картой) в Весах всегда напоминает нам о значимости творческого потенциала, как о важном принципе жизни.