На пространстве между Тихим океаном, Персидским заливом и Чёрным морем великий Чингисхан устроил кромешный ад. С его приходом везде текли реки крови. Трупы тысячами лежали на земле, и некому было их похоронить. Цветущие средневековые города оказались разрушенными до основания, а их жители перебиты, захвачены в плен и уведены в рабство. Некоторые полисы выжили, но ждали неминуемой гибели. Ужас царил над новой монгольской империей.
Великий варвар
Однако вскоре всё это было забыто. Кошмарные подробности нашествия монголов начали стираться из памяти. Чингисхана стали называть "честнейшим человеком" и "мудрецом" (Марко Поло), хотя самые зверские жестокости и самые жуткие разрушения пришлись именно на пору его правления монголами и начатых им походов. Чингисхану простили, что он был сыном степей, что не видел пользы в городах и сельскохозяйственных угодьях, ибо те и другие мешали кочевому образу жизни и должны были исчезнуть навсегда.
Чингисхана простили потому, что довольно быстро Чингисхан стал прислушиваться к доводам мудрых советников, которые внушали ему: постоянный оброк даёт больше, чем разовый захват. Довольно скоро Чингисхан переменил тактику и, когда ему не сопротивлялись, он оставлял города и оазисы нетронутыми. Их жители превращались в данников монгольского императора, поставляя ему лучших лекарей, учёных, ремесленников и воинов для его походов.
Обучаемые чингизиды
Потомки Чингисхана, его дети и внуки, стали поступать также, как их предок и основатель рода. Находясь в соприкосновении с образованными, культурными народами, имевшими древнюю историю, они сами во многом окультурились и многое утратили от своей изначальной дикости.
Когда монголы поняли, что сами они не способны управлять завоёванными землями, они окружили себя тюрками-уйгурами, стоявшими на несколько ступеней выше их в культурном отношении и давно к ним примкнувшими. Обитая в богатых оазисах Синьцзяна (Восточный Туркестан), по которому проходил Шёлковый торговый путь, монголы многое унаследовали от великой культуры. Позднее они не стеснялись заимствовать мудрость у китайцев, иранцев, иудеев и арабов.
Все сначала
На пространстве между Тихим океаном, Персидским заливом и Чёрным морем монголы после первых ужасов завоевания быстро установили единые правила жизни, устранили границы и таможенные барьеры, уничтожили разбойников и грабителей. Дальний Восток, персидские страны, северный Индостан и Европа получили невероятную возможность для торговых и культурных коммуникаций.
Отныне путешественники, купцы и миссионеры могли пересекать из края в край всю Евразию в совершенной безопасности, пишет Ж.-П. Ру. Запад открыл для себя Монголию и Китай. Некий турок из Китая побывал в Риме и Париже. В Каракоруме можно было встретить золотых дел мастера из Франции, монашенку из Меца. В Юане работали гувернёры, прибывшие из Персии. В Ханбалыке (Пекине) служил мессу назначенный Папой римским итальянский архиепископ, "ровно как многие иные, чьи имена и записки, возможно, иногда известны, но чаще всего полностью забыты".
Постскриптум
Всего за несколько десятилетий ранее изолированные части света соприкоснулись и стали осваивать культурные достижения друг друга. Это был первый опыт всемирной глобализации, процесса неизбежного, ибо только соединёнными усилиями человечество может решить свои важнейшие проблемы.
Однако вот что настораживает - "монгольская" глобализация началась с жуткой войны. Глобализация 1870-1914 годов закончилась Первой мировой войной. Нынешняя глобализация сопровождается политическим противостоянием и наращиванием вооружений мировыми державами. Есть ли выход из этого заколдованного круга?
Если у вас есть ответ, высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору