Найти в Дзене
Татарский Мир

"Желаем продолжать завещанное нашими отцами и прадедами: обычай моление" Исламские ценности при советском атеизме

Оглавление

Мусульманская община в центре России.

15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью И. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая конкретную цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Пропаганда «безбожной пятилетки» (https://upload.wikimedia.org/)
Пропаганда «безбожной пятилетки» (https://upload.wikimedia.org/)

Таким образом, политика советского атеизма выводила религию за рамки легитимной публичности. Но ислам не исчез, а переместился в сферу приватного пространства. В отличие от православия, ислам, благодаря интенсивности обрядово-ритуальных практик мог поддерживаться и воспроизводиться на уровне семьи и локальной общины и, отчасти, в публичном, но нелегитимном пространстве частично сохранившихся духовных институтов.

Как жители Средней Елюзани сохраняли исламские ценности при советском атеизме

Кейс татарского села Средняя Елюзань Пензенской области представляет собой пример того, как его жители – мусульмане сумели сохранить ценности и нормы ислама в то непростое время.

У мечети мечети XIX в. в с.Средняя Елюзань, фото 1920-ых г. https://www.pinterest.ru/pin/365143482272861370/
У мечети мечети XIX в. в с.Средняя Елюзань, фото 1920-ых г. https://www.pinterest.ru/pin/365143482272861370/

С установлением советской власти, в Средней Елюзани осталось 4 мечети. В сталинский период, несмотря на жесткость мер и репрессии против служителей культа, в селе продолжали работать все мечети, из которых лишь одна имела официальный статус. Такое положение дел не могло долго оставаться без внимания областной администрации. Исход очередной проверки в апреле 1946 года получил отражение в письме Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (СДРК) по Пензенской области:

«В селе Ср. Елюзань мною зарегистрировано одно религиозное общество, каковому райисполкомом передано здание мечети под №3. Между тем, из поступивших в мое распоряжение сведений видно, что фактически в селе Ср. Елюзань действуют все четыре мечети, в которых исполняют обязанности муллы <…>
Такое положение далее терпимо быть не может. Все незарегистрированные религиозные общества должны быть объединены в одно, а мечети под №№1,2 и 4 должны быть закрыты и приняты Райисполкомом».

История борьбы жителей Средней Елюзани за сохранение своей духовной автономии

Пожалуй, этот период можно обозначить в качестве стартового в длительной истории борьбы жителей села за сохранение своей духовной автономии. Сохранившиеся письма сельчан, партийные рапорты и информационные отчеты помогают реконструировать события в течение последних пятидесяти лет советского правления.

Архивные данные свидетельствуют о слабой эффективности предпринимаемых советской бюрократией мер. Так, по прошествии трех лет, в 1949 году уполномоченный по делам религии информировал, что «В с. Ср. Елюзань Чаадаевского[1] района при наличии одной зарегистрированной мечети верующими проводятся молитвенные собрания в двух еще незарегистрированных мечетях».

[1] В разные годы советского периода село Средняя Елюзань переходило попеременно в юрисдикции Чаадаевского, или Городищенского районов.

Продолжающаяся активность верующих привела к тому, что 16 марта 1950 г. Исполнительный Комитет Пензенского областного Совета народных депутатов вынес решение в адрес районной администрации о прекращении деятельности трех неофициально действующих мечетей. Однако закрытие мечетей сопровождалось протестом местных жителей. Вот сохранившаяся история очевидца:

"Ну, потом уже религию начали запрещать все больше и больше... В тех мечетях хранили и удобрения. Но такие смелые люди были, днем удобрение привозят, загрузят в мечети, а народ ночью его оттуда выгружает в барак. Потом днем пришли милиционеры, чтобы заставить народ перевести это удобрение снова в мечеть. <…> Но, потом снова местные власти, свои руководители заставляли загружать удобрение обратно в мечеть. Но религия у нас в деревне все время была. Против течения не пойдешь” (Интервью. №4)

По всем нормам советских бюрократических правил елюзанцы продолжили попытки решить проблему теперь уже на высшем уровне правительственной иерархии. Первое письмо от имени 458 хозяйств за подписью 47 человек, преимущественно колхозников и нескольких единоличников, было послано 7 января 1950 года на имя Н.М. Шверника. Второе заявление от имени 35 верующих от 450 хозяйств было послано 29 января 1951 года вновь тому же адресату. Примечательно, что авторы письма апеллировали к букве закона:

«Мы, нижеподписавшиеся граждане-колхозники вторично вынуждены обратиться к Вам тов. Председатель, с нижесказанной просьбой, имея ввиду, что на основании Сталинской Конституции мы не лишены и не лишались права лежащего на нас права религиозного убеждения в силу которого мы все колхозники желаем продолжать завещанное нашими отцами и прадедами обычай моление».
-3

Третье письмо с просьбой об открытии второй мечети от 916 хозяйств и подписанное 62 верующими на имя Председателя Совета министров СССР Г. М. Маленкова. Четвертое письмо было отправлено в первой половине апреля 1956 года на имя Н. С. Хрущева и Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина. Все отправленные обращения не были удовлетворены под предлогом достаточности одного здания для нужд верующих.

Изучение архивных материалов, связанных с этими письмами, позволяет сделать вывод о самодостаточности и самостоятельности мусульманской общины села, поскольку и в ситуации ожидания ответа на просьбы, и в случаях отказов с их стороны, колхозники не сидели сложа руки. Попытки ввести в действие вторую мечеть приобрели перманентный характер. В Информации о деятельности религиозных общин за 1958 год отмечалось:

«В с. Средняя Елюзань имеется действующая мечеть. Однако верующие стали писать письменные ходатайства открыть в этом селе вторую мечеть. По этому вопросу представители верующих приезжали на прием в Облисполком.<…>. Не дожидаясь рассмотрения этого вопроса в облисполкоме, верующие стали ремонтировать крышу в пустующем здании бывшей мечети в этом селе. Имелись косвенные сигналы, что такие самочинные действия верующих были якобы одобрены Мухтасибом Юсуповым Я. С.
В связи с таким явлением через райисполком были приняты меры к прекращению незаконного ремонта здания бывшей мечети».

Хуже того, верующие... провели новую электропроводку.

История с ходатайством об открытии второй мечети стала резонансной и отслеживалась на высшем уровне союзного руководства. Так, в 1973 году в письме Председателю СДРК сообщалось:

«Поскольку некоторые верующие без соответствующего разрешения пытались проводить ремонт пустовавшего здания мечети и организовывать в нем групповые моления, за это были оштрафованы, а само здание мечети занято под склад минеральных удобрений».

Несмотря на санкции, через некоторое время вновь были предприняты действия:

«Через некоторое время, в ноябре 1972 года неизвестные лица ночью, взломав запоры здания, выбросили в овраг некоторое количество минеральных удобрений. Виновники этих действий устанавливаются для привлечения их к уголовной ответственности».

Спустя несколько лет история вновь продолжилась, но дополнилась другим составом участников: «весной 1975 года по указанию руководства совхоза минеральные удобрения были вывезены на поля и мечетное здание вновь осталось пустым. Таким образом, вновь были созданы условия, побуждающие верующих ходатайствовать об открытии этой мечети.

Воспользовавшись этим обстоятельством, верующие быстро привели мечетное здание в надлежащий порядок и возбудили письменное ходатайство об его открытии.

В связи с этим, руководителям совхоза «Елюзанский» было предложено немедленно занять мечетное здание для хранения в нем совхозных материалов.

Секретарь парткома тов. Агишев Р. К. в декабре 1975 года информировал район и область о том, что в этом здании организован склад для хранения запчастей от сельхозмашин.

При выезде на место 30 января текущего года было установлено, что это сообщение тов. Агишева является ложным и мечетное здание до сих пор ничем не занято и пустует. Хуже того, верующие продолжают его дооборудовать, в частности провели в нем новую электропроводку».

Закономерным исходом стали санкции со стороны власти к «нарушителям» установленного порядка. Так сообщалось, что «23 августа 1972 года на заседании административной комиссии при исполкоме Совета Ср. Елюзани рассмотрено дело граждан Ср. Елюзани (перечислены 4 человека) которые самовольно открыли недействующую мечеть и призвали граждан на проведение молитвы. Все четверо оштрафованы по 50 рублей, штраф взыскан полностью через судебного исполнителя».

А год спустя был наказан директор школы: «За запущенность антирелигиозной работы в школе и сочувственное отношение к действиям верующих, добивавшихся открытия второй мечети Городищенский РК КРСС освободил тов. Ибрагимова Х. Ч. от должности директора Средне-Елюзанской средней школы».

Чувствительность к реакциям и настроениям общины

В этой истории обращает на себя внимание отсутствие жестких репрессивных мер со стороны областной администрации, которая даже в поздний сталинский период предпринимает довольно мягкие меры по отношению к «нарушителям» - предупреждения, штрафы и т.п. Партийная переписка обнаруживает чувствительность к реакциям и настроениям общины: в информационных письмах часто звучит отсылка к тому, как могут отреагировать колхозники и как избежать волнений и возмущения.

Представляется, что важным ограничителем жесткости мер была величина общины: в разные годы от 4000 до 5000 человек в самой Средней Елюзани. А если принять во внимание мусульманское население расположенных рядом Верхней и Нижней Елюзани, то силы многократно увеличивались. Кроме того, то обстоятельство, что в селе проживали исключительно татары, приводило к тому, что сельская администрация избиралась из своей, родной общинной среды, что и предопределяло ее реагирование на сигналы «сверху» - совхозное руководство явно покрывало «противоправные» действия односельчан. В 1973 году уполномоченный по делам религиозных культов докладывал в информационном письме:

«В течение ряда лет в некоторых населенных пунктах Городищенского (… и др.) районов действуют небольшие мусульманские и сектантские группы верующих, самозваные служители культов. Однако местные советские органы этих районов мирятся с их незаконной деятельностью».

Солидарность жителей села определяла и поведение совхозной администрации. Так, уполномоченный по делам религий сообщал в очередном отчете:

«Временно исполняющий обязанности директора совхоза «Елюзанский» тов. Тугушев И. Ф. в беседе 30.01.1976 г. заявил, что они не могут занять под склад пустующее здание мечети из-за того, что «рабочие откажутся выполнять их распоряжения».

Продолжение следует.

Лилия Сагитова