Иллюстрации с прелестными мышками в антураже XVIII столетия хранятся в Галерее Тейт, между прочим! Многие знают и любят Кролика Питера, но это далеко не единственная история, придуманная писательницей и натуралисткой Беатрис Поттер.
Во времена шпаг и париков, кафтанов с широкими полами и лацканов в цветах, когда джентльмены носили кружева и расшитые золотом камзолы из тафты и шелка, в Глостере жил-был портной...
Так начинается история, записанная в Глостере на основе местной "правдивой легенды". Некоему старому и бедному портному поступил заказ от мэра Глостера. Сам ремесленник славился экономным раскроем ткани, остатки от которой сгодились бы разве что на жилетики для мышей. Мэр заказал кафтан из вишневого шелка, расшитого анютиными глазками и розами, и атласный камзол кремового цвета, отделанный газом и тонким зеленым шениллом (недурный выбор для мэра XVIII века! - прим. ред.).
Глостерский портной трудился весь день, и к вечеру все было раскроено и подготовлено. Для подкладки кафтана была выбрана отличная желтая тафта, для пуговичных петлиц камзола - вишневый шелковый шнур. Утром оставалось только все соединить, не хватало лишь одного мотка шнура для петличек.
Когда портной возвратился домой, там его ждал кот Симпкин, который заведовал крошечным хозяйством старика (о да! - прим. ред.). Пожилой человек чувствовал себя уставшим, поэтому послал за покупками кота. Симпкину было выдано четыре пенса и фарфоровый горшочек и наказано купить "пенни хлеба, пенни молока и пенни сосисок". А на последний пенни полагалось приобрести недостающий моток вишневого шелка.
Оставшись в одиночестве, портной вдруг услышал странные шорохи. Под перевернутыми чашками на кухонном комоде он увидел хорошеньких мышек, одетых словно добропорядочные господа. Они откланялись и одна за другой шмыгнули под комод. А старик, бормоча, вернулся к камину. Заказ мэра должен был быть исполнен к полудню рождественской субботы, а уже был вторник! Мыши слушали причитания пожилого портного, и одна за другой тихонько покидали его дом своими потайными путями.
Как же был расстроен Симпкин, когда по возвращении обратно не обнаружил под чашками заготовленный заранее ужин - ни одной мыши не осталось! Разочарованный кот утаил от хозяина купленный моток шнура, и обессиленный от расстройства портной отправился спать.
Три дня и три ночи портной лежал в постели с лихорадкой, и вот уже наступил канун Рождества. Как же он успеет закончить такой важный заказ - в полдень рождественского дня глостерский мэр собирался жениться?!
С наступлением темноты шкодливый Симпкин ускользнул на заснеженные улицы. Около мастерской портного кот вдруг услышал тихое пение. Откуда же?
Сквозь окно он разглядел удивительную картину: при свете свечей целая мышиная артель шила кафтан и камзол мэра, дружно напевая песни.
Увидев Симпкина, они затянули дразнилку, а коту оставалось лишь царапать запертую дверь и раздраженно мяукать.
Любопытная деталь: при создании иллюстраций к сказке Беатрис Поттер вдохновлялась конкретными предметами из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта. Особенно это заметно на картинке выше - художница удивительно точно воспроизвела вышивку мужского камзола 1780-х годов.
К утру Рождества портной наконец почувствовал себя выздоровевшим, но время было уже безвозвратно потеряно. Пристыженный добрым поступком мышей Симпкин отдал хозяину тот несчастный моток вишневого шнура - но разве можно за одно утро справиться с работой на несколько дней? Вместе они побрели по свежему снегу в мастерскую. Но что же ожидало бедного старика в его скромной лавке?
На столе лежал такой великолепный камзол, каких не носил ещё мэр Глостера! На таком самом месте, где ремесленник несколько дней назад оставил одни только раскроенные детали! И никаких следов работы в комнате - порядок, чистота и ни одной мыши. Лишь маленькая записка на камзоле, приколотая возле необработанной петлички - "Не хватило шнура"! Заказ спасен.
С тех пор жизнь портного стала налаживаться, он шил самые лучшие камзолы и кафтаны с пышными кружевами и затейливой вышивкой для господ всего графства.
Но его главной визитной карточкой оставались ювелирно выполненные петлицы - стежки были такие крошечные и аккуратные, словно их делала мышка!
Эпилог
Жизнь Хелен Беатрис Поттер тоже была полна упорного труда, разочаровывающих трудностей и чудесных совпадений. Может, мне стоит написать отдельную статью о самой художнице? Какая её история нравится вам больше всего?
Вот здесь можно рассмотреть все иллюстрации к сказке, выполненные около 1902 года.
***
Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!
Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
#сказки о костюмах #беатрис поттер #книжная иллюстрация #женщины в искусстве