Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Недавно я написал три статьи о действиях 110-ой стрелковой дивизии в тяжелом 1941 году. Публикации интересные, на мой взгляд. Все три снятые с должности командира дивизии (считаю, что не заслуженно) в дальнейшем проявили себя более чем достойно. Делаю ссылку на третью часть этой трилогии – здесь (ссылки на первые две части Вы найдете в статье, в которую перейдете). Военный путь 110-ой СД тесно связан со 113-ой стрелковой дивизией, о которой сегодня поговорим. По традиции акцентирую внимание на личности командира дивизии. Человек, на мой взгляд, очень достойный с трагической судьбой.
Иван Андреевич Пресняков – ветеран Первой мировой войны, которую закончил в чине прапорщика и был награжден орденом Святой Анны и Георгиевским крестом 4-ой степени. С радостью принял революцию и в июне 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Поочередно командовал ротой, батальоном, полком. Участвовал в операции против войск барона Унгерна в Монголии. Далее Иван Андреевич продолжил службу в РККА, окончил Военную академию РККА, 4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майора. После начала Великой Отечественной войны, Пресняков назначен командиром 5-ой Московской дивизии народного ополчения. В основном соединение занималось строительством оборонительных сооружений. 19 сентября 1941 года дивизия стала общевойсковой и получила название 113-ой стрелковой. В это время соединение входило в состав 33-ей армии генерал-лейтенанта Ефремова.
В 113-ую дивизию генерала Преснякова входили: три стрелковые (1288-ой, 1290-ый, 1292-ой) и артиллерийский (972-ой) полки, истребительно-противотанковый дивизион (239-ый). Всего 11 501 человек. В конце сентября соединение было передано в 43-ую армию генерала Собенникова и занимало оборону по берегу реки Шуйцы, и прикрывала Варшавское шоссе.
Как известно уважаемому читателю, 2 октября 1941 года Вермахт начал операцию "Тайфун". Первый эшелон обороны 43-ей армии был прорван моторизованными частями немцев в первый день наступления. 3 октября 1941 года танки противника атаковали левый фланг 113-ой стрелковой дивизии. Противотанковой артиллерии у 1288-го полка не было. Наша часть отступила с рубежа реки Шуица на восточный берег реки Снопоть. 2-ая танковая дивизия противника заняла Суборово, населенный пункт пытались отбить ночью, но безуспешно. 10-ая танковая дивизия Вермахта двигалась на Дубровку. Для прикрытия оголенного левого фланга был направлен 1292-ой стрелковый полк, до этого находившийся в резерве у генерала Преснякова.
4 октября 1941 года во второй половине дня немецкие моторизованные части перерезали Варшавское шоссе и заняли Спас-Демянск, большая часть 43-ей армии оказалась в окружении. После тяжелых кровопролитных боев, 113-ая стрелковая дивизия отступала в район урочища Мох. Шли двумя группами. Первой командовал лично генерал-майор Пресняков, вместе с ним было примерно 2 тысячи бойцов. Второй группой командовал майор Ковалин. При пересечении Варшавского шоссе (уже занятого немцами) группу Преснякова поддержал дивизион "Катюш", также выходивший из окружения. После залпа, машины были уничтожены. Благодаря этой неожиданной помощи, движение на шоссе моторизованных колонн немцев было прекращено. Бойцам и командирам 113-ой стрелковой дивизии удалось перейти столь опасный рубеж практически без потерь.
За ночь группа генерала Преснякова прошла 15 километров и оказалась в районе станции Чепляевка, где остановились на дневку. К вечеру появились танки и бронетранспортеры. Немцы применили хитрость, на танках были красные советские флаги. О существовании группы Преснякова они не знали, встреча стала неожиданной для обеих сторон. Нацистам удалось подойти вплотную и застать наших бойцов врасплох. Начавшуюся панику остановили с большим трудом. С танками боролись в основном гранатами и бутылками с зажигательной смесью.
Потери были огромными. Из способных передвигаться самостоятельно осталось примерно 350 человек. Раненых несли на себе. Тяжело раненных товарищей оставляли в деревнях на попечение местных жителей. Генерал-майор Пресняков и комиссар Антропов были тяжело ранены и были взяты в плен в бессознательном состоянии. Дальнейший выход из окружения возглавил полковой комиссар Клобуков. Выходили малыми группами, немногим удалось выйти из окружения в районе Юхнова. Вторая группа дивизии вышла из окружения в составе примерно двух тысяч человек. Им повезло больше, в бой с крупными частями немцев они не вступали. Всего вышло 2 560 человек, из них не раненных около 700 бойцов.
Дивизия была пополнена личным составом и вооружением. Позже она станет Краснознаменной и получит почетное наименование Нижнеднестровской. Десять воинов дивизии станут Героями Советского Союза, а двое полными кавалерами ордена Славы. Но все это будет позже. Командиром после Преснякова был назначен полковник Миронов, который погибнет также при выходе из окружения весной 1942 года на реке Угре. Вернемся к генерал-майору Преснякову. Советского комдива подлечили в немецком госпитале и отправили в лагерь для военнопленных изначально в Замосць. В Хаммельбург (лагерь для пленных высших советских командиров) Иван Андреевич не попал. От сотрудничества с немцами он отказался в резкой форме, а за попытку побега был сразу отправлен в Нюрнбергскую тюрьму. 5 января 1943 года за очередную попытку побега и антифашистскую деятельность генерал-майор Пресняков был расстрелян во дворе тюрьмы.
Почему я рассказал о боях дивизии в октябре 1941 года, ведь оборону прорвали довольно легко, а позже бойцы отступали и выходили из окружения. Напомню, что это бывшая дивизия Народного ополчения, до этого в боях практически не участвовавшая. 3 октября 1941 года практически без артиллерии они попали под немецкий танковый каток. При этом воины показали массовый героизм, но чудес не бывает. Командир же соединения показал себя очень достойно, как при командовании соединением, так и при нахождении в плену. Вечная Слава советским воинам, сражавшимся за Родину!
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.
Колесников Василий Григорьевич ©.