К моменту когда машина остановилась у КПП серое полотно дождевых облаков полностью скрыло вершины хребта Хамар-Дабан. Это лето в окрестностях Байкала казалась особенно переменчивым — погода сменялась по несколько раз на дню и приученные к этой непостоянности мы понадеялись, что небеса иссякли за вчерашний ливень и нам удастся успеть разведать местность прежде чем "разверзнутся небесные хляби".
Как выяснилось чуть позже — мы очень сильно ошибались!
В советские годы окрестности Байкала рассматривались в большей степени как промышленная территория и в качестве наследства той поры, вокруг озера осталось множество карьеров и рудников. Но одной из заброшенных выработок неподалёку от посёлка Слюдянка я и решил потренировать подрастающее поколение диггеров-спелеостологов.
Слюдянские штольни в узких кругах место довольно известное, но точные координаты актуальных ходов местные краеведы стараются держать в секрете.
Оно и понятно, в недрах гор помимо слюды и полудрагоценных камней остаются сотни тонн железа, а это уже лакомая добыча для "металлистов" из окрестных посёлков. Поэтому, ищем остатки шахтной инфраструктуры самостоятельно, тренируясь искать руины среди заросших горных склонов.
Поначалу всё шло неплохо, нам удалось обнаружить вентиляционный ствол, откуда ощутимо веяло холодом, вот только проходы дальше в систему оказались наглухо замурованными. Зато, здесь удалось найти старинную кувалду. Инструмент так сильно проржавел, что сложно определить остался он от шахтёров или был забыт теми, кто пытался разрушить забутовку шахтного ствола и проникнуть глубже под землю.
В вопросах дальнейшего исследования системы бывший вентиляционный ствол интереса не представлял и было решено двигаться дальше, в сторону карьера. Путь к нему лежал через территорию действующего предприятия горной промышленности (что удивительно, так как крупную хозяйственную деятельность у берегов Байкала свернули). Тем не менее, работы велись даже в дождь и чтобы не попадаться на глаза рабочим было решено идти по необитаемой территории, а именно срезать путь через отвалы породы.
Стоило нам начать взбираться по осыпающемуся склону террикона как редкие капли сменились сначала мелкой моросью, а потом полноценным дождем. Сначала сбилось дыхание, потом забились ноги, потом промокла почти вся одежда и наконец-то подняв глаза к небу я увидел... что это была только половина. Легкая разведка обернулась болью и превозможеньем.
Вот уж действительно — "дурная голова ногам покоя не даёт". Склон был покорен, вершина достигнута, вот только вместо желанные порталов штолен нас ждали россыпи камней и заросшие склоны старого карьера.
Как выяснилось позднее, добыча подземным способом в этой части горы не велась в принципе. Можно было бы назвать наши усилия напрасными, но отрицательный результат — тоже результат!
Вот только не все члены отряда разделяли мой оптимизм, а их оценка всей авантюры не укладывалась в рамки изящной словесности. Промокшая и уставшая группа крайне огорчена отсутствием вменяемого результата.
Единственный перспективный вход под землю выглядел настолько опасно, что даже наш отчаянный интерес забуксовал в пугающем нагроможденье осыпавшейся породы и обвалившейся крепи. Определенно точно, ходок уходил куда-то далеко вглубь горы, но исследовать его мы не рискнули.
Было решено закругляться и возвращаться в хорошую погоду со стабильным прогнозом на несколько дней вперёд. Превозмогать в спелеостологии приходится часто, но не стоит делать это слишком часть, чтобы напрочь не отбить интерес к увлечению у неофитов.
В завершение, небольшой бонус в виде заброшенной заправки, на которой раньше пополняла запасы топлива карьерная техника. Слабая награда за сбитые ноги, мозоли и мокрую насквозь одежду, но как говорится мы сами выбрали такое хобби... так, что нечего ныть!
Если не получилось в этот, то получится в следующий раз! Буквально спустя несколько дней мы дождавшись тепла и солнца и всё же нашли вход в заброшенные подземелья. Правда, это уже совсем другая история...