Найти тему

Рожаница. Мокошь. Берегиня

Русский народный костюм невозможно представить себе без вышивки. И нарядную, и будничную одежду наши предки украшали узорами не столько из стремления к прекрасному, сколько из желания жить в гармонии с миром, из стремления поддержать своё существование в нем магическими знаками и символами.

Этот мотив вышила Наташа Смирнова, ученица 5 г
Этот мотив вышила Наташа Смирнова, ученица 5 г

Что украшали узорами? Отверстия одежды. Там, где нарушалась целостность полотна, где открывалась внешнему миру возможность войти, вторгнуться в человеческую сущность. Поэтому вырастали по подолу рубахи волны и деревья, по рукаву расцветали травы и цветы, мелкие детали, планки, воротники, манжеты полностью устилали геометрические узоры из квадратов, ромбов, треугольников, линий. Примечательно, что украшали вышивкой не только то, что выглядывало из-под верхней одежды, но и то, что скрывалось от людского глаза, но видно было представителям мира иного, нави.

Любой декор на одежде и предметах бытового убранства был полон глубочайшего духовного смысла. Знакам и символам орнаментики отводилось строго определённое место, и приписывался связный набор значений. (Валькевич С.В. «Символика орнамента в русских национальных костюмах», Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013)

Когда читаешь о том, что вышивала с юных лет рукодельница, понимаешь: творила она ни много ни мало целый мир, вселенную на своём приданом, на подарках гостям, на убранстве будущего дома. Вот ромбы, земля-кормилица. Вот волны, как земле без воды? Вот травы, цветы, колосья. Вот одолень-трава, вот Древо жизни, соединяющее собой весь мир. Вот лоси-олени, кони идут к нему и напоминают, что жизнь – это движение по солнцу, за солнцем, что жизнь – это повторение, цикл. Поддерживают эту мысль солярные знаки. Мы за Солнцем идём, за светлыми силами.

Предметы быта тоже покрывали узоры тканые и вышитые. Рассказывали свои снежные сказки подзоры и накидки. Невозможно было представить себе полотенце без красивого, нарядного края. Пели на них петухи, символы-помощники солнца, вели хоровод женские фигуры, держащие то ли козликов, то ли букеты цветов…

Полотенца на люльке ребёнка обязательно содержали изображения рожаниц и Мокоши (Галушка Н. В. «Символика и морфология русских орнаментальных композиций», Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 11 (16), ноябрь 2016)

О них, таинственных и волшебных пойдёт наш разговор.

Их называют по-разному. Рожаницы, Мокошь, Берегини

Имя древней богини плодородия, Мокоши, сохранил для нас Русский Север. В его закромах сохранились и былины, и сказы, и ремёсла, бережно, от деда к внуку, от бабки к внучке, передававшие традиции украшения утвари, одежды и дома узорами, сохранились и названия элементов узора, мотивов.

Этот мотив тоже вышила Наташа Смирнова. Дважды женский мотив повторяется в этом образе. Обратите внимание на условность изображения лица. Языческое представление о мире не позволяло иметь лиц ни куклам, ни узорам.
Этот мотив тоже вышила Наташа Смирнова. Дважды женский мотив повторяется в этом образе. Обратите внимание на условность изображения лица. Языческое представление о мире не позволяло иметь лиц ни куклам, ни узорам.

«Мокошь считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и женских работ». Она была той древней богиней, с которой у первобытных племен связывается представление о плодородии, отсюда нам слышится в её имени «водяная» сущность ( ср. мокнуть, промокашка, вымочить). Часто она становится центром композиции: к ней скачут значительно более мелкие по размеру кони, в её сторону повернулись славящие Ярило-солнце петухи.

  • Рожаницы часто изображались как сплетённые две женские фигуры. Они связываются с древним представлением о земле, рождающей жизнь и о женщине как о продолжательнице Рода. Многое в них указывало на связь с Древом жизни, потому что держащие птиц руки становились на условном рисунке похожими на ветви, а треугольник-юбка обозначал также и корни у «классически» вышитого Древа.

Часто можно встретить и термин Берегиня, когда читаешь об антропоморфных мотивах русских узоров. В этом именовании мотива лучше всего обозначена ритуальная функция оберега русской вышивки.