Найти в Дзене
Задача выжить

Шило на мыло? Удачные подлодки типа «Варшавянка» хотят заменить спорными «Ладами».

Оглавление

ДЭПЛ проекта 636.3 по праву считаются одними из лучших неатомных подводных лодок, в первую очередь благодаря непревзойдённой скрытности, за что на Западе они получили наименование «Чёрная дыра». Однако параллельно с этим в России получило развитие несколько иное направление в лице проекта 677 «Лада», к которому возникает множество вопросов, а теперь, судя по всей, она должна заменить все «Варшавянки». В чём ключевые отличия и почему на спорную «Ладу» делают ставку мы сейчас и расскажем.

Источник: АО "Адмиралтейские верфи". В кадре "Санкт-Петербург" - первоначальный ввод в строй был ещё в 2010 году, но фактический лишь в 2021. Причина такого разброса проста - ПЛ многократно переделывали, доводя до пригодного состояния.
Источник: АО "Адмиралтейские верфи". В кадре "Санкт-Петербург" - первоначальный ввод в строй был ещё в 2010 году, но фактический лишь в 2021. Причина такого разброса проста - ПЛ многократно переделывали, доводя до пригодного состояния.

Приветствую на канале!

Недостатки.

Путь «Лады» был довольно сложным, и это мягко говоря – головной представитель, «Санкт-Петербург», очень часто критиковали за крайне низкую надёжность. Считается, что большинство заявленных возможностей и характеристик на испытаниях так и не подтвердилось, что крайне сильно не понравилось флоту, ведь на «Ладу» ставили ни много ни мало, а будущее подводного флота. Напомним, что проект 677 берёт свои корни ещё в 90-х, когда серьёзные проблемы с финансированием фактически ставили крест на атомных универсалах по типу «Ясеня», а строить надо было много и быстро ввиду ускоренной деградации имеющихся ДЭПЛ и назревающих проблем с подводным флотом в целом. Заложили головной корабль в 1997 году, а достроили лишь в 2021 – это огромный срок строительства, особенно для дизельной подлодки, хотя с 2010 она была в опытной эксплуатации с постоянными переделками. Напомним, что сейчас его конкурент в лице «Варшавянки» создаётся с нуля примерно за полтора-два года. Но, по итогу, произошло то, что многие и не ожидали – проект был полностью пересмотрен и первая серийная ДЭПЛ проекта лишь снаружи похожа на «Санкт-Петербург» (который, кстати, тоже полностью переделали), но с полным решением всех проблем. Так каковы же преимущества, что ВМФ решил-таки рискнуть и заменить очень хороший проект 636.3 на мягко говоря рискованную авантюру.

Источник: goodfon.ru. Визуально корпуса подлодок проекта 677 и 636.3 (в кадре) также довольно сильно отличаются.
Источник: goodfon.ru. Визуально корпуса подлодок проекта 677 и 636.3 (в кадре) также довольно сильно отличаются.

Вооружение.

Преимуществ этих на самом деле довольно много, хотя они не столь очевидны на первый взгляд. Касаемо вооружения, то его ровно столько же – это 18 единиц различного типа. Сюда входит, традиционно, всё семейство «Калибров», начиная от ударных ракет, заканчивая новейшим «Ответом» - противолодочной ракетой 91Р с дистанцией стрельбы до 50 (скорее всего 100) километров, в зависимости от глубины погружения носителя. Есть и ПКР-версия, способная потопить любой корабль на дистанции примерно 500 километров, а на конечном участке полёта сделать это ещё и со сверхзвуковой скоростью, став неуязвимой для корабельных ЗРК. В случае необходимости удара по суше 4 из 6 торпедных аппаратов применяют тактические 3М-14 с дальностью стрельбы до 2600 километров в ядерном варианте – первые четыре ракеты идут в залпе, затем перезарядка и ещё четыре. Два свободных ТА всегда наготове и заняты торпедами, на всякий случай, хотя в теории можно хоть весь боекомплект «Калибрами» представить. Также «Лада» может выставлять минные поля, что вкупе со скрытностью может стать крайне неприятным сюрпризом для противника. Но тут же возникает вопрос – всё вышеперечисленное уже было в «Варшавянке» и даже применялось во время операции в Сирии в 2017 году, в чём же тогда ключевое отличие?

Источник: forums.balancer.ru. В кадре Амур-950 - версия с вертикальной пусковой установкой, но с рядом недостатков и меньшим балансом по сравнению с проектом 677 в целом (меньшая автономность, длительность погружения, худшие условия экипажа и т.д.).
Источник: forums.balancer.ru. В кадре Амур-950 - версия с вертикальной пусковой установкой, но с рядом недостатков и меньшим балансом по сравнению с проектом 677 в целом (меньшая автономность, длительность погружения, худшие условия экипажа и т.д.).

Существенная разница.

Во-первых, при сохранении аналогичных ударных возможностей, «Лада» в полтора раза меньше – её подводное водоизмещение всего 2600 тонн против 3900 у предшественника. Как вывод – банально меньше цена и скорость строительства, при должном освоении. Возможно, в будущем, она сможет повторить рекорд предшественника. Та же ситуация и с экипажем – он уменьшился с 52 до 35 человек, во многом благодаря высокой автоматизации и применению новейшей БИУС «Литий». Само собой, это очень хорошо - меньше запасов еды, кислорода и так далее. Ну и во-вторых, начиная с четвёртого представителя проект должен оснащаться воздухонезависимой энергоустановкой – самой долгожданной новинкой отечественно ВМФ. Если кратко, то ВНЭУ придаёт неатомной подлодке свойства атомной – это очень долгое нахождение под водой (около 20 суток против максимум 5). Только такая ПЛ куда дешевле, меньше, и более скрытная – многие эксперты считают, что в ряде ситуаций они превосходят атомных собратьев, и с этим довольно трудно не согласиться. Для таких морей, как Чёрное, или Балтийское, «Лада» с ВНЭУ – идеальный вариант, серьёзно меняющий расклад сил. Хотя про атом никто не забудет - они идеальные охотники в океанской зоне, это бесспорно.

Источник: РИА Новости, Ирина Мотина. Спуск на воду "Кронштадта" - первой серийной ПЛ по изменённому проекту 677, фактически считается головной из-за огромного количества изменений. В 2022 году флот должен получить две подлодки проекта.
Источник: РИА Новости, Ирина Мотина. Спуск на воду "Кронштадта" - первой серийной ПЛ по изменённому проекту 677, фактически считается головной из-за огромного количества изменений. В 2022 году флот должен получить две подлодки проекта.

Строим новые и много.

И теперь самое главное – четвёртая и пятая «Лада» уже в стадии подготовки к строительству – для них буквально на днях начали резать металл и, судя по всему, на это решение повлиял успех испытаний первого серийного «Кронштадта», а также переделка «Санкт-Петербурга». Всего для флота ждут до 20 таких подлодок, но это пока что первые оценки – вероятно в будущем их будет больше, при успешной эксплуатации и постепенном выводе предшественников в лице проекта 877 «Палтус».

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - нас почти 36 000. Спасибо каждому!