ДЭПЛ проекта 636.3 по праву считаются одними из лучших неатомных подводных лодок, в первую очередь благодаря непревзойдённой скрытности, за что на Западе они получили наименование «Чёрная дыра». Однако параллельно с этим в России получило развитие несколько иное направление в лице проекта 677 «Лада», к которому возникает множество вопросов, а теперь, судя по всей, она должна заменить все «Варшавянки». В чём ключевые отличия и почему на спорную «Ладу» делают ставку мы сейчас и расскажем.
Приветствую на канале!
Недостатки.
Путь «Лады» был довольно сложным, и это мягко говоря – головной представитель, «Санкт-Петербург», очень часто критиковали за крайне низкую надёжность. Считается, что большинство заявленных возможностей и характеристик на испытаниях так и не подтвердилось, что крайне сильно не понравилось флоту, ведь на «Ладу» ставили ни много ни мало, а будущее подводного флота. Напомним, что проект 677 берёт свои корни ещё в 90-х, когда серьёзные проблемы с финансированием фактически ставили крест на атомных универсалах по типу «Ясеня», а строить надо было много и быстро ввиду ускоренной деградации имеющихся ДЭПЛ и назревающих проблем с подводным флотом в целом. Заложили головной корабль в 1997 году, а достроили лишь в 2021 – это огромный срок строительства, особенно для дизельной подлодки, хотя с 2010 она была в опытной эксплуатации с постоянными переделками. Напомним, что сейчас его конкурент в лице «Варшавянки» создаётся с нуля примерно за полтора-два года. Но, по итогу, произошло то, что многие и не ожидали – проект был полностью пересмотрен и первая серийная ДЭПЛ проекта лишь снаружи похожа на «Санкт-Петербург» (который, кстати, тоже полностью переделали), но с полным решением всех проблем. Так каковы же преимущества, что ВМФ решил-таки рискнуть и заменить очень хороший проект 636.3 на мягко говоря рискованную авантюру.
Вооружение.
Преимуществ этих на самом деле довольно много, хотя они не столь очевидны на первый взгляд. Касаемо вооружения, то его ровно столько же – это 18 единиц различного типа. Сюда входит, традиционно, всё семейство «Калибров», начиная от ударных ракет, заканчивая новейшим «Ответом» - противолодочной ракетой 91Р с дистанцией стрельбы до 50 (скорее всего 100) километров, в зависимости от глубины погружения носителя. Есть и ПКР-версия, способная потопить любой корабль на дистанции примерно 500 километров, а на конечном участке полёта сделать это ещё и со сверхзвуковой скоростью, став неуязвимой для корабельных ЗРК. В случае необходимости удара по суше 4 из 6 торпедных аппаратов применяют тактические 3М-14 с дальностью стрельбы до 2600 километров в ядерном варианте – первые четыре ракеты идут в залпе, затем перезарядка и ещё четыре. Два свободных ТА всегда наготове и заняты торпедами, на всякий случай, хотя в теории можно хоть весь боекомплект «Калибрами» представить. Также «Лада» может выставлять минные поля, что вкупе со скрытностью может стать крайне неприятным сюрпризом для противника. Но тут же возникает вопрос – всё вышеперечисленное уже было в «Варшавянке» и даже применялось во время операции в Сирии в 2017 году, в чём же тогда ключевое отличие?
Существенная разница.
Во-первых, при сохранении аналогичных ударных возможностей, «Лада» в полтора раза меньше – её подводное водоизмещение всего 2600 тонн против 3900 у предшественника. Как вывод – банально меньше цена и скорость строительства, при должном освоении. Возможно, в будущем, она сможет повторить рекорд предшественника. Та же ситуация и с экипажем – он уменьшился с 52 до 35 человек, во многом благодаря высокой автоматизации и применению новейшей БИУС «Литий». Само собой, это очень хорошо - меньше запасов еды, кислорода и так далее. Ну и во-вторых, начиная с четвёртого представителя проект должен оснащаться воздухонезависимой энергоустановкой – самой долгожданной новинкой отечественно ВМФ. Если кратко, то ВНЭУ придаёт неатомной подлодке свойства атомной – это очень долгое нахождение под водой (около 20 суток против максимум 5). Только такая ПЛ куда дешевле, меньше, и более скрытная – многие эксперты считают, что в ряде ситуаций они превосходят атомных собратьев, и с этим довольно трудно не согласиться. Для таких морей, как Чёрное, или Балтийское, «Лада» с ВНЭУ – идеальный вариант, серьёзно меняющий расклад сил. Хотя про атом никто не забудет - они идеальные охотники в океанской зоне, это бесспорно.
Строим новые и много.
И теперь самое главное – четвёртая и пятая «Лада» уже в стадии подготовки к строительству – для них буквально на днях начали резать металл и, судя по всему, на это решение повлиял успех испытаний первого серийного «Кронштадта», а также переделка «Санкт-Петербурга». Всего для флота ждут до 20 таких подлодок, но это пока что первые оценки – вероятно в будущем их будет больше, при успешной эксплуатации и постепенном выводе предшественников в лице проекта 877 «Палтус».