Найти в Дзене

Как Микеланджело расправлялся со своими врагами

Те, кто впервые видит «Страшный суд» Микеланджело, застывают, потрясенные космической мощью этой фрески. Она обладает какой-то странной, непостижимой властью над человеческой душой. Даже папа Павел III, впервые увидев фреску, впечатленный ужасной участью грешников, упал перед ней на колени и начал горячо молиться. «Страшный суд» Микеланджело поражает могуществом человеческого духа, силой мысли и новизной идей.

Джотто. "Страшный суд" .1306. В свободном доступе. Яндекс-картинки.
Джотто. "Страшный суд" .1306. В свободном доступе. Яндекс-картинки.

Страшный суд художники изображали задолго до Микеланджело. В XIV веке его изобразил Джотто. В центре фрески Джотто – Иисус Христос. Мы видим стигматы на его руках и в разрезе одежды – рану на теле. Вокруг него ангелы, возвещающие о начале Страшного суда, и апостолы, сидящие на золотых тронах. Вверху, над их головами – небесное воинство.

Джотто "Страшный суд" 1306. Фрагмент
Джотто "Страшный суд" 1306. Фрагмент

Слева, внизу, мы видим людей, восстающих из недр земли, освобождающихся от гробов. Они совсем маленькие и нагие. Под фигурой Христа – огромный крест, символ крестных мук Спасителя. По левую руку от Христа и справа от зрителя – изображение ада. На зеленом драконе восседает огромный страшный сатана.

Джотто "Страшный суд". 1306. Фрагмент "Ад"
Джотто "Страшный суд". 1306. Фрагмент "Ад"

Кажется, что со всех сторон доносятся стоны и крики людей, которых мучают бесы. Наказание за грехи изображено столь наглядно, что рождает ужас у зрителей и формирует мысль о том, что наказание неизбежно, если не на земле, то в потустороннем мире – каждый получит по грехам своим.

Джотто сделал много открытий в области живописи, которые использовали его последователи. Но Микеланджело свершил нечто невероятное. Он отверг все привычные каноны и устои и внес в изображение новое понимание трагедии человека. И это не просто расплата за грехи. Это расплата за мысль о силе и могуществе человека, который в своих творческих порывах подобен Богу. Ада нет – на фреске он практически не изображен. Ад – это сознание человека, в котором гнездится страх перед жизнью, на которую он обречен, ибо зло не вне, а внутри человека. Открытие, вполне достойное XX века.

Микеланджело "Страшный суд". 1536-1541. В свободном доступе. Яндекс-картинки
Микеланджело "Страшный суд". 1536-1541. В свободном доступе. Яндекс-картинки

Фреска поразила современников прежде всего тем, что все персонажи, кроме Иисуса и Марии, были изображены обнаженными. Мысль художника была понятна – перед последним судом люди представали в физической и духовной наготе. От божественного всеведения ничего не могло укрыться. Человека не могли спасти ни роскошные одежды, ни высокие должности, ни несметные богатства. Он оставался один на один с Богом, которого нельзя было ни подкупить, ни обмануть, ни обольстить. Однако нагота изображенных вызвала недоумение и гнев первых зрителей.

Фреска еще не была полностью готова (Микеланджело выполнил три четверти работы), когда папа пожелал узнать, как идут дела. Когда он увидел незаконченную фреску – обомлел: это было так неожиданно и в то же время смело и мощно, что папа сразу не нашелся, что сказать. Он обратился к сопровождавшему его распорядителю, который готовил и контролировал открытые службы, проводившиеся папой. Должность была ответственной – надо было учитывать огромное количество деталей. Наверное, поэтому на нее назначили человека, которого Вазари назвал "педантичнейшей личностью". Он не обладал ни знанием искусства, ни острым умом. Поэтому сказал, что перед ним бесстыдное произведение, которому место в общественной бане или трактире.

Микеланджело "Страшный суд". Фрагмент "Минос"
Микеланджело "Страшный суд". Фрагмент "Минос"

Микеланджело не забыл этих слов. Незадачливого критика фрески он изобразил в правом нижнем углу в виде судьи Миноса. Микеланджело приделал ему ослиные уши (уж больно глуп был церемониймейстер) и изобразил с обнаженным торсом, вокруг которого обвивается змея, кусающая Миноса в причинное место. Взбешенный церемониймейстер бросился к папе и стал просить, чтобы тот заставил художника переписать унижающий его образ. Папа был человеком с чувством юмора и сказал своему служителю, что, к сожалению, у него связей в аду нет, и он ничего другого не может предпринять, как только посоветовать ему самому договориться с Микеланджело. Да, жесток был великий художник – ославил недруга на века.

Несколько слов о Миносе Это очень интересная фигура – встречается в мифологии и в поэме Данте «Божественная комедия». Минос – легендарный царь Крита, сын Зевса и Европы. Он был ловким, изворотливым и лживым человеком. Хитростью он добился власти на острове. Обманул Посейдона, присвоив предназначенного для жертвы белого быка. Его жена, Пасифая, не в силах переносить его многочисленные измены, навела на него порчу. Когда Минос вступал в любовные отношения с женщиной, вместо семени он испускал змей и подобных им гадов. Женщины умирали. После смерти, в подземном царстве Аида, Минос стал судьей.

Доре "Иллюстрации к "Божественной комедии". В свободном доступе. Яндекс-картинки.
Доре "Иллюстрации к "Божественной комедии". В свободном доступе. Яндекс-картинки.

Этот персонаж из мифов перекочевал в «Божественную комедию» Данте. Данте поместил его во второй круг ада, где находились сладострастники. Минос – строгий судья, он внимательно выслушивает вновь прибывшую жертву и назначает ей наказание. Он столько раз обвивает свой змеиный хвост вокруг жертвы, на сколько кругов ей надо спуститься. Змеиный хвост у Миноса в поэме Данте – это, конечно же, отголоски мифов. Сам Минос находится во втором круге, хвост обвивается вокруг его торса дважды. Возможно, Микеланджело намекает на сладострастие и скупость (или расточительность) церемониймейстера, но, к сожалению, точно об этом нельзя ничего сказать, ибо сведения о нем не сохранились.

Тициан "Портрет Аретино" 1545. В свободном доступе. Яндекс-картинки.
Тициан "Портрет Аретино" 1545. В свободном доступе. Яндекс-картинки.

Второй недруг – это знаменитый современник Микеланджело писатель Аретино. Аретино был весьма незаурядной личностью. Человек беспринципный, циничный, корыстолюбивый, он был сыном продажной женщины, от которой сбежал, обокрав её. Кем только ему не приходились служить – он был лакеем, переплетчиком, перепробовал множество профессий. Одно время учился в университете, но был изгнан. Но юноша был амбициозен, талантлив, остер на язык и завоевал популярность благодаря язвительным и злым пасквилям, в которых он высмеивал своих недругов. Его безжалостного языка опасались многие и предпочитали дружить с ним, а не враждовать. Даже могущественные короли опасались ссориться с Аретино. В Европе он стал влиятельной политической фигурой.

Достоверно неизвестно, что эти два человека не поделили – одни исследователи пишут о том, что Микеланджело пренебрег советами Аретино при написании фресок, другие – что он не подарил Аретино, который страстно этого хотел, ни одной своей работы. Писатель был самолюбив и мстителен и написал художнику открытое письмо, больше похожее на донос в инквизицию. «Как христианин, я стыжусь необузданной свободы, с которой ваш дух посягнул на то, что должно быть последнею целью христианской добродетели и веры» – писал в этом пасквиле обиженный Аретино. Он обвинил Микеланджело в гордыне, в уподоблении себя Богу и заявил, что «Страшный суд» оскверняет священное место. Забавно, что в непристойности художника обвиняет писатель, который сочинял подписи к неприличным рисункам. Он же, борец за свободу, упрекает Микеланджело в необузданной свободе.

Микеланджело "Страшный суд" . Фрагмент "Святой Варфоломей". В свободном доступе. Яндекс-картинки.
Микеланджело "Страшный суд" . Фрагмент "Святой Варфоломей". В свободном доступе. Яндекс-картинки.

Микеланджело изобразил его в виде святого Варфоломея, держащего в одной руке нож, а в другой кожу, которую с него живого содрали, приговорив его к смерти. На этой коже художник изобразил свое лицо. Символику этой детали можно рассматривать по-разному. Художник, чтобы творить, должен содрать с себя кожу и обрести нечеловеческую способность к ощущению жизни. Может быть, Микеланджело обвиняет Аретино в лицемерии и жестокости, винит его в своих мучениях и страданиях.

На фреске еще много интересных персонажей, но сегодняшний рассказ завершен.

#искусство #возрождение #история #страшный суд в живописи #сикстинская капелла #джотто