На протяжении почти четверти века этот корабль, унаследовавший имя прославленного брига «Меркурий», являлся единственным представителем своего класса в составе Черноморского флота. Этому крейсеру не суждено было участвовать в военных кампаниях или дальних походах, но проводившиеся на нем испытания различных образцов минного и торпедного оружия, поступивших затем
на вооружение кораблей Российского флота, а также целый ряд примечательных событий довольно продолжительной службы заслуживают того, чтобы посвятить его истории отдельную работу.
Заказ парохода
Довольно успешные действия русских вооруженных пароходов на Черном море во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов указали на необходимость создания резерва гражданских судов для использования их в военных целях. Эта задача была возложена на созданное в 1878 году на добровольные пожертвования судоходное общество Добровольного флота (ДФ).
Правда, определенные трудности использования приобретенных Обществом уже готовых пароходов для крейсерской службы заставили заняться разработкой специального проекта судна, которое в случае необходимости можно было бы быстро вооружить и которое более полно отвечало бы требованиям выполнения поставленных боевых задач. Поэтому на соединенном собрании Совета Комитета по устройству ДФ
и его военно-морского отделения, состоявшемся 3 июля 1878 года, принимается решение более не покупать готовых судов, а заказывать
их по особому проекту, обсудив тактико-технические элементы (ТТЭ)
на совместном совещании специалистов по судостроению, артиллерии
и механической части.
Во исполнение этого решения была сформирована особая комиссия
во главе с председателем Кораблестроительного отделения Морского технического комитета (КО МТК) генерал-лейтенантом И. С. Дмитриевым. А, спустя чуть более месяца (11 августа) МТК разослал членам этой сформированной комиссии приглашение. В частности, в отправленном
И. С. Дмитриеву экземпляре говорилось:
«Ввиду наступления мирного времени Комитет, стремясь возможно лучше осуществлять свою задачу, постановил: приостановить приобретение готовых судов и строить крейсер по заказу, согласно безотлагательно выработанной программе, которой должны удовлетворять суда, предназначенные в мирное время служить торговым целям, а в военное время быть военным крейсером.
Так как составление такой программы возможно лишь при участии лиц опытных и сведущих в морском деле, я обращаюсь к Вашему Превосходительству с просьбой принять участие в занятиях образованной для этой цели комиссии. Первое заседание состоится
16 августа 1878 года».
В ходе состоявшего в указанный день заседания были выработаны следующие требования, которым должны были удовлетворять суда-крейсеры: корпус металлический (по возможности стальной
и желательно с двойным дном) со следующими приблизительными главными размерениями: длина — 91,43 м, ширина — 11,58 м, осадка носом/кормой — 5,18/5,49 м; мощность главной энергетической установки (желательно двухвальной) должна быть достаточной для достижения скорости 17 уз; крепление палубы должно допускать установку на крейсере одной 7-дм. нарезной пушки и двух 9-дм. нарезных мортир у бизань-мачты, двух аналогичных пушек на баке и по бортам гладкоствольных 60-фн или нарезных 9-фн пушек; корабли должны иметь возможность принимать на борт два минных паровых катера.
После заседаний особой комиссии 21 и 25 августа выработанные условия отпечатали и разослали иностранным судостроительным заводам. Причем в них отдельные положения уже были конкретизированы.
В частности: киль, штевни и шпангоуты — железные, весь остальной корпус (масса 38–40% от полного водоизмещения в 3200 т) — стальной
с переборками в необходимых местах; главные размерения: длина по ватерлинии — 88,39–91,43 м, ширина — 12,8 м, осадка носом/кормой — 4,72/5,94 м; рангоут с прямыми парусами на трёх мачтах, площадь парусов — 1350 м2 ; мощность двухвальной энергетической установки — 2500 и.с.; скорость — 14 уз в течение шести часов; должны быть подкрепления под две 7-дм, четыре 9-фн пушки и одну 9-дм мортиру;
в мирное время судно должно принимать до 1000 т груза.
В октябре — ноябре в Комитет по устройству ДФ поступил ряд проектов: от шведской фирмы «Мотала», германских заводов Ф. Шихау в Данциге
и «Вулкан» в Штеттине, английской фирмы Арчибальда Мак-Миллана
и сыновей в Лондоне, французской фирмы «Форж э Шантье де ла Медитерране» («Forges et Chantiers de la Mediterranee») в Ла Сейне, бельгийской «Дж. Коккрилл», итальянского судостроителя Скальзи
из Генуи и российского завода Д. Ф. Берда.
Наиболее полно указанным условиям из всех перечисленных предприятий отвечала разработка указанного выше французского завода. Правда, она потребовала внесения исправлений и дополнений, чем
и занялся прибывший из Франции инженер П. Карье. Как сообщил цесаревичу великому князю Александру Александровичу (будущий Александр III) 7 мая 1879 года председатель правления Общества Добровольного флота К. П. Победоносцев:
«Сегодня подписано условие с уполномоченным от завода Форж
э Шантье г. Карье о постройке судна».
Примечательно, что среди документов КО МТК, относящихся
к проектированию крейсера для Добровольного флота, сохранилась спецификация строившегося в 1879 году фирмой «Форж э Шантье де ла Медитерране» для Греции крейсера Miaoulis. Надо полагать, что фирма предложила российскому морскому ведомству построить увеличенный вариант этого 1820-тонного корабля.
Недаром один из тулонских корреспондентов газеты «Кронштадтский вестник» в заметке, опубликованной 21 октября 1879 года, когда работы только начинались, писал, что будущий «Ярославль» «представляет тип Миаулис’а», а «Морской сборник» утверждал:
«По образцу греческого корвета “Миаулис” на верфи общества «Forges et Chantiers de la Mediterranee» строится для Общества добровольного флота крейсер по имени “Ярославль”».
Строительство судна
После непродолжительных переговоров 5/17 мая 1879 года с заводом «Форж э Шантье» заключается контракт на постройку корабля со сроком готовности через 14 месяцев.
Стоимость вполне готового и приспособленного к военным целям судна, но без вооружения, согласно договору составляла 2,5 млн франков
(по курсу 1.011.930 руб. 30 коп.).
По сути он стал представителем второй группы русских небронированных крейсеров 1880 годов, отличаясь от парусно-паровых клиперов типа «Крейсер» значительно большей дальностью плавания под парами
и менее развитым парусным вооружением. По желанию покровителя Общества ДФ, наследника цесаревича Александра Александровича, судно получило наименование «Ярославль». Наблюдение за его строительством осуществлял корабельный инженер штабс-капитан А. П. Торопов, которого в октябре сменил капитан 2 ранга С. С. Валицкий, ставший первым капитаном парохода.
Находясь во Франции и посетив с супругой 19 октября завод в Ла Сейне, великий князь осмотрел строящийся корабль и собственноручно заклепал в его киль две заклепки.
В ходе его постройки на предприятии были подготовлены места для установки орудий. Поначалу на верхней палубе корабля в кормовой части планировалось установить крупнокалиберную артиллерию — одно 203-мм орудие (на юте с подкреплением в виде барабана высотой 0,6 м над палубой) и две 203-мм мортиры или 210-мм гаубицы (по одному
с борта на спонсонах с откидывающимися железными ставнями).
В носовой же части намечалось разместить три 152-мм орудия: два по бортам на подобных спонсонах, а носовое — в диаметральной плоскости под полубаком с выходом ствола в порт в форштевне под железным бушпритом, который крепился, чтобы не мешать действию орудия, прямо к палубе полубака. Такое расположение артиллерии позволяло в нос, корму и по каждому траверзу вести огонь из трёх орудий.
Однако, когда наблюдающий постройкой А. П. Торопов по приказанию управляющего Морским министерством контр-адмирала А. А. Пещурова обратился в Артиллерийское отделение Морского технического комитета (АО МТК) по поводу артиллерии корабля, его специалисты признали указанное вооружение нецелесообразным.
По их мнению, наличие всего четырех орудий (одно 203- и три 152-мм) для прицельной стрельбы являлось недостаточным, а упомянутые мортиры они вообще отнесли к дополнительному вооружению для действий лишь в некоторых отдельных случаях.
В свою очередь А. П. Торопов заявил, что размещение 203-мм орудия
на свесе кормовой части может отрицательно сказаться на её прочности. В итоге, как будет сказано дальше, вооружение корабля оказалось иным.
Спущенный на воду 6/18 мая 1880 года, «Ярославль» быстро достраивался, и уже ровно три месяца спустя (6/18 августа) состоялась его проба на полный ход, при нагрузке более половинной, на мерной миле у Гиерских островов. За четыре пробега средняя скорость составила
16,5 уз. 9 августа состоялась проба для определения мощности при естественной тяге. При ходе более 16 уз в течение четырех часов паровая машина развила 2400 л.с. Часовой расход угля при этом составил 0,95 кг на л.с
По завершении всех приготовлений «Ярославль», с экипажем из 150 человек, прибывшим из Санкт-Петербурга, вышел 10 сентября 1880 года под коммерческим флагом из Марселя в Одессу с грузом угля для судов Добровольного флота. В Дарданеллах его задержали турецкие власти, вполне справедливо не признав его грузовым пароходом. На это капитан С. С. Валицкий заявил, что если через сутки ему не выдадут фирман
на проход, то он пройдет проливы самостоятельно.
Лишь только после энергичного вмешательства русского посла
в Константинополе Е. П. Новикова турки разрешили пройти судну
в Черное море.
Как сообщал цесаревичу 25 сентября 1880 года К. П. Победоносцев: «“Ярославль” был задержан в Босфоре на два дня, так как на пропуск его не было испрошено предварительного разрешения, а конструкция его возбудила недоумение, так как она совсем военная, с приспособлениями для пушек и для оружия, и с таранным изгибом. Затруднение это будет, вероятно, встречаться всякий раз при проходе “Ярославля” под коммерческим флагом».
Под флагом Добровольного флота
22 сентября «Ярославль» прибыл в Одессу, где прошел регистрацию
в таможне, получив патент на плавание под русским флагом и приписку
к этому порту и регистрационный № 455, а затем 5 октября вышел
из Одессы в Севастополь.
7 октября «Ярославль» доставил из Севастополя в Ялту наследника-цесаревича с супругой и детьми, внимательно осмотревшими его.
По словам корреспондента газеты «Голос», датировавшего этот рейс
8 октября, «переход этот “Ярославль” совершил в 3½ часа, что составит около 16-ти миль в час; конвоир его, пароход “Эриклик”, пришел после него через 1 час 40 минут».
Затем судно, по контракту с Военным министерством, приняло участие
в перевозке нижних чинов запаса и новобранцев между портами Черного моря. В цитировавшейся выше корреспонденции «Голоса» говорилось, что «около 20-го октября он начнет устраивать нары для предстоящей перевозки из Севастополя в Поти новобранцев и обратно, из Поти
в Севастополь, запасных».
Спустя несколько дней та же газета сообщила, что 21 октября «крейсер “Ярославль” ушел в Поти с запасными войсками, которых на долю «“Ярославля” придется перевезти из Поти в Севастополь около 8000 человек». Обратным рейсом, продолжавшимся 37 часов, корабль доставил 1096 военнослужащих 38-й дивизии.
По словам К. П. Победоносцева, до 31 октября 1880 года «Ярославль»
за два рейса между Севастополем и Поти перевёз около 2100 человек,
к 3 ноября число перевезенных им возросло еще на 1000 человек,
а к 5 декабря он совершил уже семь рейсов.
В дальнейшем корабль до 13 февраля 1881 года стоял в Севастополе без дела, а его экипаж на начало того года состоял из 9 офицеров, 23 человек палубной и 30 — машинной команды.
Продолжая использоваться в качестве войскового транспорта, «Ярославль» 9 ноября 1881 года вышел из Севастополя в Поти для перевозки «бессрочно-отпускных», то есть уволенных в запас нижних чинов. Приняв их на борт, крейсер отправился в обратный рейс
и 26 ноября прибыл в Севастополь. Спустя две недели, 8 декабря, корабль вновь вышел в море, чтобы доставить в Поти 997 новобранцев.
Практически сразу опыт его эксплуатации показал, что он тяжким бременем ляжет на бюджет Общества, основанного на коммерческих основах. Ведь «Ярославль» заказывался в то время, когда предвидеть будущую деятельность Добровольного флота не могли, а коммерческая составляющая на тот момент игнорировалась.
Отсюда достаточно сильная главная энергетическая установка, занимавшая большой объем, а следовательно, и большая команда для
её обслуживания, что при ограниченных объёмах трюмов и делало судно убыточным. В итоге в конце 1881 года «Ярославль» поставили на хранение в Севастопольской бухте на швартовы, а его многочисленная команда получила другое назначение. Однако и держать на балансе Общества
не приносящий дохода пароход было накладно.
И действительно, если его постройка обошлась в 1.011.930 руб. 30 коп.,
а расходы на содержание со дня выхода из Марселя до 1 июня 1881 года — 140.624 руб. 81 коп., то доход от коммерческой эксплуатации судна согласно «Отчёту Общества Добровольного флота по 1 декабря 1881 г.» составил всего 79.552 руб. 80 коп. Балансовая же стоимость парохода
на 1 июня 1881 года выражалась суммой в 1.103.970 руб. 86 коп.
Как говорилось в том же отчете, всего за 71 сутки своей коммерческой эксплуатации «Ярославль» при среднесуточной скорости 9 уз прошел 16.055 миль, израсходовав 2750 т угля.
Поэтому председатель правления Общества Добровольного флота
К. П. Победоносцев обратился 13 июня 1881 года к генерал-адмиралу великому князю Алексею Александровичу с всеподданнейшей запиской: «Не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Высочеству повелеть приобрести крейсер “Ярославль” для морского ведомства».
В августе на это принимается соответствующее решение, а в смету Морского министерства на 1882 год вносится 1.100.000 руб. Из них 1.011.930 руб. 30 коп., то есть первоначальная стоимость постройки, причитались Обществу (их оно получило 2 марта), остаток же предназначался на вооружение и переоборудование парохода под военные цели...
Продолжение читайте позднее на нашем канале или в журнале "Мидель-Шпангоут №48 "Крейсер "Память Меркурия" (2017 г.)
© Д. М. Васильев
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Мидель-Шпангоут №48"/2017
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!