Найти тему
Ратибор Волхов

Закономерные итоги в танцах на льду

На фоне скандала, раздутого в связи с якобы употреблением допинга Камилой Валиевой, за судейство в соревнованиях танцоров было тревожно. Тем более, в командных соревнованиях наш лучший дуэт дважды неожиданно проиграл разным американским дуэтам. Особенная тревога, разумеется, была за Диану Дэвис с Глебом Смолкиным. Хоть у Дианы и другая фамилия, но все знают, чья она дочь.

Однако итоги соревнований оказались вполне закономерными. Судьи отсудили в целом неплохо (в том смысле, что могли гораздо хуже, а не в том, что не ошибались в сторону наших соперников) и даже в некоторой степени удивили, отойдя от принципа пресловутой «очереди». Да и результаты командного турнира для них не стали «священной коровой». В произвольном танце перемещений случилось нетрадиционно много.

Порадовал финский дуэт Юлия Турккила / Матиас Верслуйс. Не буду скрывать своих личных симпатий к финской белокурой красавице – красивые партнёрши в танцах на льду, безусловно, улучшают общее впечатление, хотя и не влияют на оценки судей. Но всё же куда приятнее смотреть на таких партнёрш, как наши Виктория Синицина, Александра Степанова, представляющая Армению Тина Гарабедян; выступающая за Испанию Оливия Смарт, и, разумеется, упомянутая Юлия Туркилла. А вот как бы ни катались пары вроде Шарлен Гиньяр / Марко Фаббри, впечатление от партнёрши всё портит. Всё-таки танцы на льду – это не только спорт, но и эстетика. Когда партнёрша выглядит мощнее партнёра – это, признаться, смотрится как-то не очень.

Но вернёмся к Юлии Турккиле и Матиасу Верслуйсу. Дуэт неплохо проявлял себя во время этапов Гран-при, но на Чемпионате Европы в Таллинне им выступить не довелось из-за положительного теста на ковид у Юлии. Болезнь не прошла бесследно – Юлия выглядела не так эффектно, как обычно, но выступили финны для себя замечательно. 15-е место. Причём им удалось передвинуться на строчку вверх по сравнению с ритм-танцем. Среди европейцев это восьмой результат.

Неплохо откатался и армяно-канадский дуэт упомянутой Тины Гарабедян с Симоном Пру-Сенекалем. Повторюсь, красивая партнёрша заставляет обращать внимание. Представляющим Армению фигуристам удалось подняться на 18-е место и обогнать в произвольном танце, где они стали шестнадцатыми, и чешский дуэт, и польский, которые изначально котировались выше. А ведь занявшему на Чемпионате Европы 13-е место армянскому дуэту в лучшем случае светило попадание в произвольный танец, но им в общем итоге удалось опередить два дуэта, которые были выше их в Таллинне.

Диана Дэвис и Глеб Смолкин заняли 14-е место – то, которое и должны были занять, исходя из предварительных раскладов для дебютирующего на соревнованиях такого уровня третьего дуэта России в своём первом взрослом сезоне. На Чемпионате Европы они были седьмыми. Минус одна испанская пара, плюс французы, китайцы, которых подтянули на домашнем турнире, и шесть североамериканских дуэтов.

Диана с Глебом выглядели далеко не так убедительными, как на Чемпионате России. И дело тут, скорее всего, не только в статусе турнира и раннем начале соревнований. Скандал вокруг Этери Тутберидзе, конечно, не мог пройти мимо. Наверное, непросто сосредоточиться на выступлениях, когда твоей матери угрожают из США политическим уголовным делом, по которому грозит до 10 лет тюрьмы, а Диана с Глебом, напомню, тренируются в США. Тут надо понимать, что если свои угрозы американцы реализуют (а они в последнее время совсем обнаглели), то Тутберидзе фактически станет невыездной, ибо американцы нарушают все возможные нормы международного права, вплоть до похищения людей на территории других стран. И ведь их совершенно не волнует, что никаких нарушений, ни какого допинга не было – был бы повод.

Конечно, всё это на Диане сказалось, да и на её партнёре не могло не отразиться.

Но Диана с Глебом, хоть и набрали на семь баллов меньше, чем на Чемпионате Европы, своё место не отдали, хотя армия недоброжелателей, наверняка, будет что-то там вякать из подворотни. Но ни один из имеющихся в России дуэтов, кроме тех, что поехали в Пекин, и не имеющих по объективным причинам возможности там выступить Тиффани с Джонатаном, лучшего бы результата не показал.

Да, Диана с Глебом были зажаты, не хватало экспрессии и той скорости, что была в ритм-танце на Чемпионате России, но они откатали нормально, без серьёзных ошибок.

Учитывая сколько дуэтов, оказавшихся впереди, закончат, и сколько уже достигли своего предела, будущее за Дианой с Глебом. Главное для них: обрести уверенность в себе, такую, какая была в ритм-танце на Чемпионате России, и тогда у них будут все шансы стать первым дуэтом страны и бороться на международном уровне за самые высокие места.

И не стоит смотреть на то, что третьи номера американской и канадской сборных оказались чуть выше – они и катаются на международных соревнованиях куда дольше.

Китайцы, которых вытащили, как хозяев, аж на 12-е место, даже если останутся, скроются где-то внизу таблицы так же стремительно, как и поднялись – это понятно.

По всему выходит, что в следующем олимпийском цикле главными соперниками Дианы с Глебом за место на пьедестале, а может быть даже и за победу, станут канадцы Маржори Лажуа / Закари Лага, которые опередили наш третий дуэт всего на 1,20 балла, но выступают-то они во взрослых уже третий сезон, в отличие от дебюта наших.

Удивили испанцы Оливия Смарт и Адриан Диас. В ритм-танце они допустили небольшую помарку и пропустили вперёд второй канадский дуэт, заняв лишь девятое место. Но их произвольный танец был одним из лучших, а уж для них самих – точно лучшим. 121,41 за произвольный танец они никогда и близко не набирали. А тут в произвольном танце они смогли опередить и первый канадский дуэт, и наших Степанову с Букиным, показав шестой результат. Могли опередить и итальянцев, но судьи к тем уж больно слишком лояльны. В итоге Смарт/Диас заняли восьмое место.

Канадцы Пайпер Гиллес / Поль Пуарье, бронзовые призёры минувшего Чемпионата мира, выступили крайне неудачно, заняв лишь седьмое место. Причём в произвольном танце они проиграли даже Смарт /Диас, что трудно было представить ещё во время этапов Гран-при.

Не лучшим образом выступили и наши Александра Степанова и Иван Букин. Откровенно говоря, в этот дуэт я не верил, и после Чемпионата России заметил, что в лучшем случае на Олимпиаде они попадут в шестёрку. Так оно и вышло, хотя после ритм-танца они шли пятыми, практически вровень с американским дуэтом Чок / Бейтс. Наверное, даже должны были их обгонять. Но тут, как говорится, сошлись товарищи по несчастью. Что наших Степанову с Букиным, что американцев Чок / Бейтс любят судьи на внутренних соревнованиях, но явно недолюбливают на международных. Впрочем, наших не любят больше, но и повод Степанова с Букиным постоянно дают.

В произвольном танце шли вроде неплохо. До последних двух элементов всё шло к тому, что своё пятое место они отстоят, но грубейшая ошибка и потеря на двух последних элементах порядка 4-5 баллов по технике отбросила их аж на восьмое место в произвольном танце и на шестое место в общем зачёте. Не знаю, останутся ли они в следующим олимпийском цикле, но после ухода Синициной с Кацалаповым Степанову с Букиным первым дуэтом страны я не вижу. К сожалению, в этом дуэте самое примечательное – это внешность партнёрши. Нет, они, конечно, хороши, но уж больно часто ошибаются. И ошибки допускают довольно серьёзные, которые судьи им не прощают. И если эта тенденция продолжится (а судьи редко в таких случаях меняют своё мнение), то необходимость выводить на первые позиции в стране Дэвис / Смолкина будет неизбежна.

В итоге, из-за ошибок канадцев и наших на пятое место с седьмого чудом вылезли итальянцы, о которых, честно говоря, и писать ничего не хочется – уж больно неорганично смотрится этот дуэт.

Подковёрные игры судей, разумеется, не могли не присутствовать. Не понимаю, почему судьи так тянут дуэт Хаббелл / Донахью, ведь в США они уступают дуэту Чок / Бейтс.

Как и на прошлогоднем Чемпионате мира, всё пошло по тому же пути, за минусом канадцев. Опять судьи искусственно навязали борьбу между нашими Викторией Синициной и Никитой Кацалаповым и американцами Хаббелл / Донахью. Только борьба в этот раз велась не за «золото», а лишь за «серебро».

Чок /Бейтс получили в произвольном танце феноменальные для себя 130,63. Хаббелл / Донахью – 130,89. За наших стало тревожно, пусть и был небольшой задел после ритм-танца – 1,72. От Чок / Бейтс отрыв был больше четырёх баллов, но ошибаться было нельзя. К нашим судьи гораздо больше беспощадны, чем к американцам. Те же Чок / Бейтс немного ошиблись в ритм-танце, но тем не менее совсем чуть-чуть обошли Степанову с Букиным.

Вика с Никитой были бесподобны, и в ритм-танце, и в произвольном. Но баллы за технику в произвольном танце настораживали – ниже, чем у американцев. Их, правда, по окончании программы и пересмотра элементов пересчитали, но всё равно наши набрали 73,43 за технику и 58,23 за компоненты. Хаббелл / Донахью – 73,56 и 58,33. Да, американцам для общей победы всё равно бы не хватило, но тенденция неприятная. Впрочем, выиграть во второй раз на этой Олимпиаде у наших американцам не позволил балл штрафа за одну из поддержек. Наши, набрав 131,66, обошли их по произвольному танцу на 0,77. Но это неправильно – Вика с Никитой гораздо сильнее. Да я и не сказал бы, что в произвольном танце Хаббелл /Донахью были сильнее Чок / Бейтс.

Итак, наши вышли на первое место с отличным результатом 220,51.

На Чемпионате Европы 2020, где Синицина с Кацалаповым обыграли-таки Пападакис с Сизероном, результат был чуть поменьше - 220,42. Но тогда наши в произвольном танце набрали на 0,03 больше, чем сейчас. Но в ритм-танце было 88,73, а сейчас - 88,85.

Был ли шанс обыграть французов? На том Чемпионате Европы наши победили их за счёт лучшего произвольного танца. Но там Вика с Никитой и проигрывали после ритм-танца всего 0,05, а здесь 1,97.

Говоря объективно, шансов не было. Французы должны были совершить какую-то очень серьёзную ошибку, но и этого было бы мало – судьям надо было её ещё увидеть. Но французы были безупречны. Глядя на их скольжение, стало понятно, что катаются олимпийские чемпионы. Конечно, французский дуэт внешне не производит положительного эстетического впечатления, но объективно они были в этот раз сильнее. К сожалению. Заоблачные 136,15 – тому подтверждение.

И как тут не вспомнить, что после поражения от наших на Чемпионате Европы 2020 французы практически не выступали. Отметились лишь на паре этапов Гран-при, пропустили Чемпионат мира в Стокгольме и Чемпионат Европы в Таллинне, где в обоих турнирах наши были первыми, и в командном турнире не выступали по причине отсутствия там Франции. А нашим пришлось выкладываться, да и о травме на Чемпионате России у Никиты никто не забыл.

Французы два года готовились непосредственно к Олимпиаде, а наша, безоговорочно первая пара, вынуждена была доказывать очевидное и биться на второстепенных турнирах. Может, что-то всё-таки не так в нашей системе отбора и подготовки к главным стартам? Ведь, в целом наши Вика с Никитой не слабее французов, но это уже история…

© Ратибор Волхов, 14.02.2022