Найти тему

Кoнфликт в семье Льва Толстого: дочери за отца, сыновья за мать

Оглавление

«Мысль семейная» всегда была главной в творчестве Л.Н. Толстого, но семейная жизнь самого писателя оказалась сложной. Впрочем, у гениев такое случается.

Толстой всю жизнь мучительно пытался понять смысл своего бытия, стремился к нравственному совершенству, в итоге стал основателем учения толстовства, провозглашающего необходимость аскетизма, любви к людям и постоянной внутренней работы над собой.

Он пытался выйти на новый уровень бытия. А вот семья просто не успевала за ним…

Милая невеста

Толстой женился в 34 года на юной дочери местного врача Андрея Берса Софье. Невесте едва исполнилось 18 лет. Для нее граф Толстой был замечательной партией, к тому же Софья испытывала нежные чувства к этому могучему человеку, о таланте которого говорили в свете (сам император восхищался его «Севастопольскими рассказами»).

Софьюшка была по-настоящему счастлива.

А муж решил воспитать барышню для себя, внушив ей те идеи, которые разделял сам.

Яснополянские отшельники

Первые 19 лет брака Лев Николаевич жил с семьей в Ясной Поляне затворником. Слава его уже гремела по России, но писатель не стремился к столичной жизни с ее утехами. Молодой жене он сказал, что жить нужно скромно: питаться наравне с простыми людьми, отказаться от роскоши, помощи прислуги и всяческих излишеств. Под излишествами понимались экипажи, модные платья, журналы, выезды на балы.

Но Софья так любила мужа, что была согласна на все.

Она родила первенца в 18 лет. Это был сын, названный Сергеем. Отказалась от кормилицы, что по тем временам было удивительно. По настоянию мужа сама заботилась о ребенке и учила его.

Детей любила, но беременности приходили часто. Видимо перелом случился, когда графиня тяжело занемогла после рождения дочери Марии, болезненной и слабой девочки, появившейся на свет едва живой.

В 26 лет молодая мать умирала от родильной горячки. Ее исповедовали и причастили, она попрощалась с испуганными детьми.

Выжила чудом. Врачи категорически запретили следующие роды. Но ее муж не согласился с ними, заявив, что хочет иметь еще наследников.

Сам Толстой занимался в первую очередь литературным трудом, предоставляя жене заботу о детях и хозяйстве. При этом он строго регламентировал жизнь домашних и давал очень верные характеристики нраву своих близких.

И графиня продолжила рожать. Всего она родила 13 детей. Восемь из них дожили до совершеннолетия, правда, последних дочь и сына она отказалась кормить своим молоком…

Они просто смотрели в разные стороны

Противоречия между супругами наметились в конце 1870-х гг., когда Лев Николаевич стал многое отрицать в окружающей его жизни. Он совершенно отказался от своих привилегий, склонялся к вегетарианству, пахал землю, носил крестьянскую одежду, общался с мужиками.

Еще в своей «Исповеди» 1863 года он писал:

«Ужасно, страшно, бессмысленно связать свое счастье с материальными условиями — жена, дети, здоровье, богатство».

Софья Андреевна, измученная частыми родами и заботами о детях, не могла забыть о том, что является хозяйкой усадьбы. Тем более что литературная деятельность мужа приносила немалый доход, и часть труда было вложено ею, ведь именно она много раз переписывала рукописи супруга.

Но Лев Николаевич не хотел особых денежных трат, он выступил против покупки дома в Москве, который был нужен для того, чтобы повзрослевшие дети могли получить в городе хорошее образование.

Л.Н. Толстой и его семья. Колоризированное фото. Источник Яндекс.Картикни
Л.Н. Толстой и его семья. Колоризированное фото. Источник Яндекс.Картикни

Толстой все больше отдалялся от семьи.

Его старшая дочь Татьяна в воспоминаниях так написала об этом:

«Семья не могла последовать за ним. Это была семья, воспитанная в определенных традициях, и вот вдруг глава семьи отказывается от привычного для нее уклада жизни ради отвлеченных идей, не имеющих ничего общего с прежними его взглядами на жизнь».

Кроме того, у писателя появились ученики, приезжавшие в Ясную Поляну и внимающие каждому слову великого старца. Но Софья Андреевна этих людей терпеть не могла. Они отвечали ей взаимностью. А она просто не хотела видеть в доме "чужаков", потому что стремилась к обычной семейной жизни со всеми радостями и печалями, а ей предлагалось вести себя так, как она не умела и не могла.

Три дочери и пять сыновей

В 1891 году Толстой решил отказаться от денежного вознаграждения за свои произведения, написанные после 1880 года.

Это стало ударом для Софьи Андреевны. Ведь она не могла не думать о будущем собственных детей. Ее поддерживали сыновья. Но вот дочери полностью встали на сторону отца.

Все три дочери Льва Николаевича оказались верными его учению. Все придерживались постулатов толстовства, мечтали служить народу, были вегетарианками. Мать не понимала их. Она хотела удачно выдать девушек замуж, а они мыли полы в крестьянских избах, принимали роды у бедных женщин, работали в поле. К материальному благосостоянию не стремились.

Старшие дочери Татьяна и Мария вышли замуж поздно. Отец был не рад этим бракам, например, Марии он советовал следующее:

«Неужели свет сошелся клином и на этом клину только один человек. Мне-то со стороны видно, что этот один человек заслоняет от тебя мир».

Однажды А. Цуриков, один из знакомых Толстого, приехал в Ясную Поляну, когда в ней жил писатель и его дочь Мария. Его там так скудно кормили, что он признался, что сразу же уехал и решил наведываться в имение только тогда, когда там находится Софья Андреевна. Иначе «умрешь с голоду», - писал он друзьям.

К слову сказать, старшие дочери все-таки обрели супругов, но их роды заканчивались печально. Софья Андреевна считала, что виновато в этом вегетарианство, к которому приучил девочек их отец.

Лев Николаевич, напротив, не видел в этом проблемы. Марии после неудачных родов он писал:

«А как ни печально это в материальном смысле, для духовной жизни твоей это несомненно в пользу…».

Уход

В старости Лев Николаевич уже не смог оставаться в своем доме рядом с женой, с которой прожил много лет.

Л.Н. Толстой и его жена. Источник Яндекс.Картинки
Л.Н. Толстой и его жена. Источник Яндекс.Картинки

Несколько раз он предпринимал попытки уйти, но возвращался. И вот, глубоким стариком, в 1910 году он вновь решился на побег.

По дороге простудился и умер на маленькой железнодорожной станции Астапово.

Софья Андреевна, узнав о его болезни, бросилась к мужу. Но рядом с ним были его верные ученики. Сохранилось кинохроника тех лет, где несчастная женщина бродит возле дома станционного смотрителя, заглядывая в его низкие оконца.

Пустили ее внутрь, когда Толстой уже потерял сознание. Она не успела попрощаться с мужем.

В своем дневнике Софья Андреевна написала:

«Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу… Жить не могу».

После похорон Софья Андреевна жила в Ясной Поляне, разбирая бумаги Толстого.

Многие упрекали ее за муки их семейной жизни, полагая, что будь у Льва Николаевича другая жена, он прожил бы дольше.

Умерла старая графиня в холодном и голодном 1919 году, когда в стране бушевала гражданская война и прежний мир, в котором она родилась и выросла, рушился на глазах…