Специально для "Лилит" интервью с главным Атосом Советского Союза ведёт Виктор Горячев (Москва)
Предыдущая часть ЗДЕСЬ
Вы любите водить машину?
Когда меня хотят пригласить на телевидение, отвечаю, что я водитель, поэтому по Москве езжу сам. За рулем я, действительно, объездил этот шарик, даже в Австралии покатался. Когда я должен сесть за руль, это мне всегда в радость – и в Германии, и во Франции, и в Голландии, и в США.
Вы осторожный водитель?
Такой осторожный, что меня чуть не лишили прав за мое вождение.
200 километров в час?
Да, около. Мы ехали из Солт-Лейк-Сити по хайвею в штат Монтана. Нас предупредили, что в этом штате нет ограничения скорости, – и я оторвался! Но Глаша не любит, когда я сильно превышаю. Бывают и смешные случаи. В Марселе я ставлю спектакль «Две сестры», мы едем на машине с юга к Парижу, я вижу, что моя любимая спит, я люблю, когда она спит как дитя, вдруг она резко просыпается: «Ой! Это ты ведешь машину, а я подумала, что я!» Это теперь семейная шутка, но тогда было совсем не смешно.
Вы ставили свои спектакли по всему миру – где вам комфортнее жить и работать?
Наши мудрые друзья преподаватели говорят так – работать в Америке, жить в Европе.
Не было желания переехать в Европу насовсем?
У меня есть желание как можно дольше оставаться на земном шаре. А чем больше ездишь, тем больше понимаешь, что мир везде несовершенен и человек живет только с самим собой. От себя никуда переехать нельзя.
У меня нет никаких преград, особенно когда хорошо работается и когда ко мне и к моей жене хорошо относятся. Врожденная энергия творца – Глаша умеет открывать закрытое: к примеру, я никогда не знал, что смогу работать в Иерусалиме.
Но я поставил «Дон Кихота» Булгакова в чудесном театре «Хан».
У вас должно быть хорошее знание языков?
Да никаких, отдельные слова, а Галя говорит на английском, понимает и откликается на итальянском, французском, польском. Я замираю, когда она говорит на польском. Какая музыка!
Вы ставили не только драматические спектакли, но и оперы.
Да, в Германии поставил оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Кстати, в книге «Жизнь в гостях» я много пишу о себе как об «оперуполномоченном». А тогда, в начале 1990-х, я увлекся, целый год готовился с музыкой и текстом, в постановке мне тогда очень помог Давид Боровский. Секрет успеха оперы по его рецепту был таков: хороший оркестр и дирижер, голоса певцов, декорация – все это он считал первым в списке, в четвертом еще что-нибудь, и только пятым пунктом шел режиссер. Вспомнил, что, по мнению Сергея Эйзенштейна, в опере режиссер нужен был только для того, чтобы исполнители не толкались.
Вы легко переключаетесь с актерства на режиссуру?
Мне это всегда интересно. Когда собрались певцы или актеры и ты им рассказываешь, что нужно делать, и когда они начинают действовать не так, ты сам включаешься как актер и начинаешь показывать. Я могу действительно увлечь. Для меня школа Таганки была главной кузницей мастерства, и репетиции Любимова были главными уроками профессии. Кроме того, я видел в репетиционной работе Петра Фоменко, Анатолия Эфроса, Питера Брука, Бенно Бессона, Джозефа Чайкина.
Евтушенко, когда уже был сильно болен, позвонил мне с просьбой, чтобы я поставил спектакль по его стихотворениям. Это была уже поздняя Таганка, откуда ушел Любимов, и чудесный артист и мой друг Валерий Золотухин, возглавивший тогда театр, попросил меня сделать этот спектакль. Он сам должен был участвовать в нем, но, к сожалению, умер, когда мы уже заканчивали репетировать. Я поставил спектакль «Нет лет». Евтушенко увидел и успел полюбить нашу работу. Спектакль красиво жил на протяжении шести сезонов и радовал зрителей. Мы хорошо поездили с ним по стране. Эти поездки обновляют кровь, особенно когда ты видишь, как по-иному реагируют зрители в разных местах. В провинции у людей сохраняется больше наивности в восприятии искусства.
Как складывается ваш творческий тандем с дочерью Аликой Смеховой?
Я мечтал быть писателем, а потом актером. Моя старшая дочь Елена исполнила первую мечту и стала хорошим писателем, и ее сын, мой внук Леня, исполнил мою мечту и окончил филологическое отделение МГУ. Моя младшая Алика стала хорошей актрисой. Она очень сильная, схожа по некоторым характеристикам с Глашей, может, поэтому они хорошо друг друга понимают. За ней было много ухаживающих, но не нашлось того, кого она бы удостоила своей любовью надолго. Слабоваты. Алика увлекающийся человек, отлично знает цену жизни, цену себе и не боится делать что-то новое. У нас есть совместный музыкально-поэтический проект «Двенадцать месяцев танго», в котором она поет романсы, а я читаю лирику русских поэтов. Я очень рад, что мы творчески соединены.
Здесь, в вашей квартире, окна которой выходят на Садовое кольцо, очень спокойно и уютно.
Это первая моя собственная квартира. Она находится совсем недалеко от Второй Мещанской улицы, ныне Гиляровского, где я провел детство. До нас в этой квартире была коммуналка – жили три семьи. По нынешним временам она достаточно скромных размеров, но для нас двоих очень и очень хороша. Есть кабинет, заваленный книгами по кино и искусству, и я захожу туда как в музей, есть наша спальня и есть гостиная и столовая. Украшение дома – картины и рисунки из разных театральных проектов, в которых я принимал участие. Здесь много работ уникального художника по костюмам Маши Даниловой, несколько работ Давида Боровского.
Есть фраза, которая с вами идет постоянно по жизни?
Идти спиной вперед. Это завет Петра Фоменко, это и есть закон об исключениях, о котором я уже говорил.
Понравилось? Подпишись на наш канал! Начало беседы ЗДЕСЬ.
(с) "Лилит"