В начале 1930 годов немецкий генеральный штаб заметил лазейку в Версальском договоре. Согласно условиям договора немцам было запрещено вести разработки новых образцов тяжелой артиллерии, но в договоре ничего не говорилось о ракетах. Чтобы воспользоваться этой лазейкой, немцы создали исследовательскую ракетную станцию Управления армейских вооружений в Куммерсдорфе, недалеко от Берлина.
Исследовательская станция проводила много фундаментальных исследований в области ракетной баллистики и твердотопливных ракетных двигателей. В последующие годы их основным направлением деятельности стала разработка ракет на жидком топливе, кульминацией которого стала знаменитая ракета Фау-2.
Одним из проектов исследовательской станции стала разработка ракет с дальностью полёта от 5 до 8 км.
Главным, стоял вопрос стабилизации ракет в полете, чтобы повысить точность и кучность попадания. Для решения этого вопроса немцы пошли путем стабилизации реактивных снарядов вращением, а не с помощью более обычных стабилизаторов.
Раннее исследования в этой области проводились британской армией, а затем шведским изобретателем- бароном Унге, но особым успехом они не увенчалось, и идея отошла на второй план.
Главный недостаток всех предыдущих конструкций ракет заключался в том, что реактивная тяга создавалась в хвостовой части ракеты, и это имело тенденцию сбивать нос ракеты с курса, особенно если топливо ракеты сгорало не стабильно.
Команда немецких инженеров под руководством полковника Вальтера Дорнбергера заново пересмотрела конструкцию ракеты , и внесла свои усовершенствования в конструкцию.
Их первым шагом стало размещение ракетного двигателя в передней части ракеты, а начиненной "боеголовки" — позади него. Так что теперь ракета тянула полезную нагрузку, а не толкала ее. Поток горячих газов реактивного заряда выпускался через кольцо из 26 трубок, окружающих корпус ракеты, которые были наклонены под углом 14° к оси двигателя, так что их тяга не только приводила в движение ракету, но и создавалась достаточная угловая скорость для создания высокой скорости вращения.
Таким образом, в конце 30-х годов, результаты исследований материализовались в 150-мм реактивный снаряд и шестиствольную пусковую установку.
Установка для запуска ракет, была относительно незамысловатой конструкцией, представляющей собой группу из шести стволов, установленных на легком двухколесном лафете, который изначально был разработан для 37-миллиметровой пушки Pak 36.
В 1941 г. за оружием закрепилось официальное название Nb.W 41 (Nebelwerfer), то есть 150-миллимитровый дымовой миномет. Вне всякого сомнения, главным предназначением этого миномёта была совсем не создание дымовых завес, а обстрел противника ракетами, несущими в себе заряд отравляющих веществ. Поэтому и комплектовались миномётами не обычные войсковые части, а специальные подразделения под названием Nebeltruppen. На случай того, если боевых действий с применением химических веществ не будет, части получили ракеты, снаряжённые обычным взрывчатым веществом.
Миномёт выпускал шесть 150-миллиметровых реактивных мин, весом 35 кг. каждая. Дальность полёта реактивных мин достигала 6100 метров. Пусковую установку можно было перезарядить за 90 секунд. Таким образом, можно было произвести три залпа по шесть мин, каждые пять минут.
Запускались ракеты из укрытия дистанционно, посредством электродетонаторов, приводимых в действие магнето. Ракеты могли запускаться либо поодиночке, либо автоматическим залпом с интервалом в две секунды, чтобы пуск одной ракеты не мешал запуску следующей. Точность, хотя и не такая хорошая, как у обычного орудия, безусловно, была лучше, чем у большинства минометов. Расчёт миномёта состоял из четырёх человек.
По поводу боевого применения Nebelwerfer, можно сказать, что они довольно хорошо себя зарекомендовали. Довольно успешно применялись Вермахтом и подразделениями СС в качестве средств огневой поддержки, преимущественно по направлениям главных ударов.
Относительно лёгкие и компактные Nebelwerfer хорошо себя показали во время вторжения немцев остров на Крит (операция "Меркурий").
Были выявлены и откровенно слабые места миномёта. Специалистами отмечалась не совсем удачная конструкция осколочно-фугасного снаряда миномёта: тонкие стенки мины давали слишком малое количество осколков.
Но главным недостатком немецкого миномёта было то, что при стрельбе он создавал характерный и хорошо заметный дымный след, который служил отличным ориентиром для нанесения ответного удара артиллерией противника. Принимая во внимание низкую мобильность Nebelwerfer 41, очень часто этот недостаток становился роковым.
Вскоре и вовсе, согласно предписанию командования Вермахта, миномётчики стали вести огонь без предварительной пристрелки. Таким образом, немцы лишились главного преимущества своего миномёта- кучности попадания мин.
Выдавал позиции миномётчиков и характерный звук летящих мин, за что он получил у советских солдат прозвище "ишак".
Боевая карьера Nb.W 41 отнюдь не закончилась вместе с разгромом Третьего рейха. В частности, немецкий миномёт использовали в 1950-1953 г. в ходе Корейской войны.