Найти тему
Iren Adler

И снова про птичку и ее коготок

Сегодня, в самый разгар этого информационного безумия, творимого западными СМИ, хотелось бы поговорить о непосредственных участниках этого спектакля, вернее, не об участниках, а об исполнителях, то есть о журналистах. В одной из своих статей я упомянула, что некогда мечтала приобщиться к этой профессии. Но это было очень давно, еще в школьные годы, когда я, вся такая правильная девочка-отличница, жила практически в выдуманном идеальном мире и верила в то, что журналисты - хорошие, честные люди, и всегда пишут правду. Да, большинство помнят то время, когда верили печатному слову. Вообразить, что в газетах, журналах, книгах могут что-то написать по заказу, кого-то намеренно оклеветать, исказить факты в угоду опять же кому-то главному и всесильному, было затруднительно. Это просто не укладывалось в голове! Это уже позднее, по мере обретения жизненного опыта, происходили допущения, позднее стало ясно, что можно, собственно, и солгать, и оклеветать, и исказить. И хорошо на этом заработать.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Некоторые из моих комментаторов выразили сожаления, что я так и не стала журналистом. Спасибо вам большое, друзья мои, за столь высокую оценку моих скромных способностей. Для меня это очень важно. Потому что для любого человека очень важна положительная оценка его творческих усилий. Особенно, если это искренняя оценка. А я в искренности моих читателей не сомневаюсь. И на эту искренность я отвечаю тем же: я пишу то, что для меня в данный момент времени важно, о том, чем я хочу поделиться - своими мыслями, соображениями, идеями (пусть даже они конспирологические!). И никто не ставит мне никаких условий. Я основываюсь исключительно на собственной шкале ценностей и на собственном понимании происходящего. Хотя мне постоянно пытаются приписать работу на какого-то Пригожина. Но увы, от него пока предложений не поступало. Платит мне только Дзен, и аж за целых два с половиной года я получила аж целую месячную немецкую заплату. Обалдеть! Пойду куплю второй Майбах.

Впрочем, меня вполне это устраивает. Я, прежде всего, получила то, что мне было необходимо - уверенность в себе и читателей. И свободу. Главное, что у меня нет конфликта со своей совестью. Мне не приходится уговаривать себя называть черное белым, а существо с депривациями - нормальным. Хотя да, приходится использовать эвфемизмы и эзопов язык, чтобы не попасть под ограничения. Но меня понимают!

Итак, а теперь взглянем на профессиональных журналистов. Вот все те "товарищи", которые пишут про вторжение России. И пишут страстно, с придыханием, с присвистом! Аж клавиатура дымится.

Иносми.ru
Иносми.ru

Это я ткнула наугад в статью на Иносми. В принципе, разницы особой нет, кто автор и какое СМИ представляет. Везде все одно и то же: Россия нападает на несчастную Украину. Ну, возможно, статьи различаются по истерическому накалу, где-то визг, а где-то псевдоразумные рассуждения. А нарратив один и тот же. Не отстают от них и так называемые "свободные, независимые" российские СМИ, которые признаны Иноагентами. Заметьте, не закрыты, как с ними поступили бы в самой "демократической" стране, которая Украина, а продолжают работать. Их просто назвали тем, что они есть. И везде работают журналисты. Везде работают люди, избравшие журналистику своей профессией. Вопрос: делают ли они свою работу в согласии со своей совестью или всего лишь зарабатывают деньги? А как поступила бы я на их месте?

Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения... Надо влезть в его шкуру и походить в ней.
Харпер Ли "Убить пересмешника"

Влезть в чужую шкуру и посмотреть на ситуацию с иной точки зрения вовсе не означает оправдать. Я вовсе не собираюсь кого-то оправдывать, тех же журналистов с "Эха Москвы". Я всего лишь пытаюсь понять и заодно порадоваться тому, чего я избежала. Помнится, я писала о том, что едва не стала переводчиком, но судьба меня уберегла. Видимо, судьба уберегла меня и от журналистики. Потому что творить то, что творят в настоящее время все эти работники ножа и топора клавиатуры, могут только окончательно утратившие принадлежность к роду человеческому. Вернее, антропоморфная видимость есть, а вот внутреннее содержание уже полностью измененная субстанция. Ибо я не верю в их искреннюю приверженность тем принципам, которые они отстаивают. Люди все-таки более менее образованные, способные использовать мыслительный аппарат. И на заре карьеры, полагаю, лелеяли мечты сделать мир лучше, писать только о хорошем, защищать невинно оклеветанных, преследовать взяточников и казнокрадов. А потом они сталкиваются с реальностью и... со всеми идеалами приходится распрощаться. Потому что кушать хочется.

В фильме "Тасс уполномочен заявить..." есть сцена с журналистом Дональдом Ги, который собирал компромат на агента ЦРУ Джона Глэба, но под давлением был вынужден продать все свои материалы и завязать с расследованием. Там он говорит советскому журналисту: "Я не сдался. Я подписал безоговорочную капитуляцию"

Кадр из сериала "Тасс уполномочен заявить..."
Кадр из сериала "Тасс уполномочен заявить..."

Но этого журналиста можно по-человечески понять. Угрожали его семье. А вот что движет теми, кто раздувает этот пожар сейчас? Неужели им всем угрожают? Да, угрожают - потерей теплого местечка. Давно уже стало известно, что никакой свободной и независимой прессы не существует. Любая газета прежде всего чья-то, а кто платит, тот и заказывает музыку. И верить, что это не так, опасная наивность.

Все всегда начинается с малого. Вот, к примеру, начала бы я работать в каком-нибудь немецком издании. Сначала ко мне бы отнеслись очень любезно. Потому что здесь так принято. Тебе улыбаются, с тобой все такие nett (милые), так любезно тобой интересуются, пьют с тобой кофе, и ты расслабляешься, ты веришь в то, что эти люди твои друзья, что они помогут, поддержат, а потом долго удивляешься, стоишь и обтекаешь, когда выясняется, что эти очень милые люди с той же милой улыбкой плетут интриги и делают всякие нехорошести. Сама с таким сталкивалась. А потом, когда ты уже более менее вольешься в коллектив, когда почувствуешь себя частью этого коллектива, возьмешь кредит, настроишь планов, тебя вдруг вызывает шеф и мягко так, с той милой дружеской улыбкой, намекнет, что неплохо было бы поменять риторику статей, слегка сместить акцент, смягчить формулировки. Кого-то слегка похвалить, кого-то слегка поругать. Совсем чуть-чуть, общий же смысл останется тем же. Надо только заронить сомнение, подмешать капельку грязи. Ну что в этом такого? И вот мне предстоит сделать выбор: подмешать эту капельку или остаться на прежних позициях. Возможно, на первый раз шеф меня даже простит. Ну молодая, неопытная. А во второй раз? Когда опять будет предложено сместить акценты? Там уже мне объяснят тверже. И обозначат последствия.

Пилот малодушно оглянулся. Снизу на него ободряюще смотрели двадцать пар горящих глаз. «Нет, ну ты, конечно, можешь вернуться…» – безмолвно говорили они.
Ольга Громыко "Космоэколухи"

Да, скажет шеф, ты, конечно, можешь оставаться на прежних позициях и следовать велению своей совести, вот только не мечтай о повышении зарплаты, о продвижении по службе, да и вообще о пребывании в нашем дружном коллективе. А еще могут уволить с такой характеристикой, что нигде не возьмут. Кстати, моя подруга-бюрократка прислала мне интереснейший документик по поводу этих самых характеристик. Как их пишут и что на самом деле значат определенные обороты. Я напишу отдельную статью на эту тему.

И что делать мне? Осваивать профессию посудомойки, как это сделал Дональд Ги? Но ведь мечтается о большом. Да, кто-то не отступится, кто-то предпочтет оставаться в ладу со своей совестью и не будет писать те клеветнические опусы, которые потоком льются сейчас. Сейчас, уже с жизненным опытом и знанием того, что сделка с совестью всегда оборачивается гораздо худшими последствиями, чем любое увольнение, я бы отказалась. Мне терять нечего. А вот по молодости лет, когда мечтаешь о светлом и блестящем будущем, это трудно. Сначала одна уступка, потом вторая, а потом уже не остановиться.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Я сомневаюсь, что эти люди верят в то, что пишут. Не верят. Они всего лишь утратили способность сопереживать. Им все равно. Они выполняют заказ. Они зарабатывают. Хотя, возможно, есть и такие, кто не утруждает себя вопросами. Сказали, что Россия нападет, значит, нападет. Сказали, что Украина - бедная, страдающая демократия с прогрессивным президентом во главе, значит, такая и есть, пишем и сострадаем жертвам агрессивного соседа. Работают по шаблонам, на автомате. Делают то, что угодно боссам, да и невзыскательным читателям, которые также разучились думать. А потом... потом наступает выгорание, как у некой Фельгенгауэр.

Птицы
1138 интересуются