Британский музей зачем-то выложил рентгеновские снимки «Дискобола Таунли» — звезды своей коллекции. На них очень хорошо видно, что скульптура на самом деле сконструирована из разных кусков, ранее не имевших отношения друг к другу.
«Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона из Елевфер (V в. до н.э.)— едва ли не самая знаменитая скульптура в мире. Специалисты говорят: Мирон первым приблизился к передаче сиюминутного момента в твердом материале, открыл тайну «пластической концентрации движения». Даже на монетах СССР, выпущенных к Олимпиаде-80 — он, «Дискобол».
Бронзовый оригинал работы Мирона, понятное дело, не сохранился. Греческие бронзовые скульптуры — вообще большая редкость. Абсолютное большинство из них переплавили на металл всякие готы и вандалы. Но в музеях мира есть несколько мраморных копий древнеримского времени, их так просто не переплавишь.
«Дискобол Таунли» (II в. н.э.), названный по имени первого более-менее современного владельца, Чарльза Таунли (конец XVIII века) — одна из этих копий. И она — неправильная.
Голова этого спортсмена ранее была установлена на другой статуе. Она отлично подходит к своему новому телу — по времени и технике исполнения, структуре мрамора.
Но вот как описывал «правильного» дискобола древнегреческий автор Лукиан из Самосаты: участник соревнований, «который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с броском». А «Таунли» глядит себе под ноги, будто задумался и забыл о своем спортивном снаряде.
Но и это еще не все — на статуе вообще нет живого места. Подбородок, губы и нос «посажены» на голову металлическими стержнями.
А палец на левой руке вообще сделан из смолы и окрашен под мрамор.
Кроме того, на штифтах держатся: кусок диска и правой руки, участок шеи, левая рука в целом, куски колена правой ноги и пальцев ног.
«Дискобола Таунли» просто собрали, как «лего», из кусков от разных мраморных статуй, найденных в 1791 году при раскопках виллы императора Адриана в Тиволи близ Рима. «Обычное дело для XVIII века», — философски замечает Британский музей.
Зачем вообще понадобилась эта «реставрация путем реконструкции»? А дело в том, что и ни одного целого мраморного «Дискобола» тоже не сохранилось. В наличии — 15 фрагментов разного размера. Из них, а также из более-менее подходящих других обломков, и формировали нынешних музейных метателей — руководствуясь описаниями, изображениями на геммах и собственной художественной интуицией.
Каноническим (наиболее близким к оригиналу) считается «Дискобол Массимо-Ланчелотти», хранящийся в музее Палаццо Массимо алле Терме в Риме. На этом «лего» установлена единственная найденная голова древнеримского метателя дисков (тоже примерно II в. н.э.). Торс был был найден в Кастель-Порциано, правая рука - из собрания Каза-Буонарроти во Флоренции, ноги из коллекции Британского музея. Вот как это выглядит:
По всему миру (и даже в комментариях у меня на канале) не утихают споры — насколько полной должна быть реставрация археологических находок. Сохранять, как откопали, или все же показать посетителям музея, каким это было изначально.
По мне, уж лучше как поступили с «Дискоболом Массимо-Ланчелотти», чем вообще никак (ну что мне даст кусок мрамора без рук и ног? Это зрелище для специалистов). Но я не настаиваю — единственно верного решения тут нет, все равно останутся недовольные.