Как бы там ни было, но по выбранному образцу были изготовлены 250 шашек, ими были вооружены два эскадрона, на чём, собственно, всё и закончилось. Эскадроны с «фёдоровскими» шашками вступили сначала в мировую, а потом и в гражданскую войну, где они, увы, бесследно и сгинули, унеся с собой в небытие и созданное русской оружейной мыслью оружие. Причём, оружие, имевшее все основания считаться идеальным. Говорят, что где-то в музеях, что-то, вроде бы, и сохранилось, но нам этого видеть, а тем более, держать в руках, никак не доводилось (да и вряд ли когда доведётся).
При этом реальным результатом фёдоровских исследований стало то, что в последующей в 1910 году очередной реформе вооружений драгунские шашки стали делать на 2 дюйма (около 5 см) короче. И как бы там ни было, но эфесы шашек образца 1881/1910 года стали как бы «попрямее».
Не сказать, чтобы все, но в большинстве своём всё же попрямее или, скажем так, средней изогнутости. При этом они были очень красивы из-за весьма удачно введённых чёрных рукояток с поперечными насечками, а также растительного орнамента на офицерских шашках в сочетании с обязательным императорским вензелем.
Но это была не последняя «шашечная» реформа. В 1927 году красные кавалеристы приняли очередное усовершенствованное оружие, новаторство которого заключалось в отказе от поперечных насечек и… в возврате к сильно изогнутым рукоятям.
И как это не странно прозвучит, мы с таким подходом в данном случае согласны, потому как иногда случается так, что то, что было неприемлемо раньше, с течением времени вдруг становится актуальным, и даже востребованным. Именно потому принцип «чем прямее рукоять, тем сильнее (а, следовательно, и быстрее) удар», будучи востребованным во время крупных кавалерийских сражений, значительно утратил свою актуальность во время Великой Отечественной войны, в период которой кавалерия ещё была, а вот конных боёв уже практически не было (за исключением единственного под Будапештом).
То есть, скакать на коне, дабы в лютой сече сойтись, например, с горцами времён Кавказской войны (отважными воинами и великолепнейшими рубаками!) мы бы с такими шашками не рекомендовали, а вот порубать немецкую пехоту (причём, где порубить, а где и поколоть) ими было вполне даже возможно. Потому и рубали казаки немецко-фашистских захватчиков немилосердно, а не только с обнажёнными шашками (благодаря распространённым мифам) на танки бросались.
Почему-то у нас в стране не принято говорить о Кущёвской битве, по сути, являвшейся первой крупной победой Отечественного оружия, имевшей по-настоящему стратегическое значение. И несильно погрешу против истины, если предположу, что большинство читающих эти строки наших сограждан, летом едучи по трассе М-4 на Кавказ, и неоднократно наблюдая памятник казакам в станице Кущёвской, только этим, по большому счёту, свои познания о данном сражении и ограничили. А между тем, это действительно была стратегически значимая битва, существенно приостановившая наступление врага в южном направлении.
И вот именно там казаки, входящие в состав 14-го кубанского корпуса с приданной ему 15-й донской дивизией, вот такими «горловскими» шашками образца 1927 года «порубали в капусту» (а также перекололи) до трёх тысяч гитлеровцев. И ни каких-нибудь там мирных бюргеров типа «немец-перец-колбаса», а самых настоящих спецназовцев горной дивизии «Enzian» («Ензиан»). Да ещё и подошедших к ним, на свою беду, соратников по горному спецназу из знаменитой дивизии «Эдельвейс».
При этом большинство из этих, по-настоящему сильных бойцов, полегли под клинками казачьих шашек, и чрезмерная изогнутость рукоятей этому никак не воспрепятствовала (равно, как и «шмайссеры» в руках элитарных солдат вермахта)…
Ну, а теперь, позвольте, на волне гордости за ратный подвиг наших предков, пожелать всем нашим дорогим читателям и нашему замечательному журналу счастья и удачи в Новом, 2022-м, году, где, как я надеюсь, нас ещё ждёт много интересного материала, связанного с темой единоборств вообще, а также родного для нас казачьего боевого искусства, в частности, в обстоятельном освещении которого мы, в свою очередь, обещаем деятельно поспособствовать.
Честь имею!
Ерашов Владимир Алексеевич,
станица Старочеркасская Всевеликого войска Донского, Россия