28 мая 1987 года немец Матиас Руст приземлился на спортивном самолете на Красной площади в Москве. Героическая игра или интрига с целью начать новую чистку Советской Армии?
28 мая 1987 года, сразу после 18:00 небольшой самолет появился в небе над Красной площадью и делает некоторое количество кругов над ней. Через некоторое время площадь полна людей. Таким образом, минут через 20 машина совершает посадку на Большой Москворецкий мост и останавливается рядом с собором Василия Блаженного с его известными луковичными куполами. Из самолета вышел 18-летний мужчина (спустя 3 дня ему исполнилось девятнадцать) — это была американская Cessna type 172 P с немецкими номерами на борту. В веселом настроении он разговаривает с проходящими мимо людьми. Сотрудники советских спецслужб появились только через 2 часа и забрали мужчину. Это был Матиас Руст из города Ведель что под Гамбургом.
Фото облета главной площади страны и фильм английского очевидца облетели весь мир. Именно в „День пограничника“, который отмечался Советским Союзом с далекого 1918 года, а сегодня и в Российской Федерации 28 мая, немецкому летчику-любителю, который только что получил лицензию пилота, удалось пролететь семьсот километров без помех над СССР в то время, когда шла холодная война. Четырьмя годами ранее южнокорейский самолет Korean Air Lines, в котором находилось 269 пассажиров, был сбит советскими истребителями за то, что он сбился с курса над островом Сахалин.
Тот факт, что из-за полета Матиаса Руста получился межнациональный скандал, до сих пор делает немца героем для некоторых россиян, а также людей из других стран. С точки зрения летчиков-любителей, предпринятая Рустом кампания, до сих пор считается шедевром.
Руст арендовал одномоторный самолет Cessna в авиационном клубе на аэродроме Гамбург-Фульсбюттель на том основании, что он хотел совершить двухнедельный обзорный полет над Северным морем. Во время небольшой остановки в Ютерсене он снял сиденье второго пилота и полетел на Фарерские острова, а потом отправился на остров Исландия. Потом он приземлялся в норвежском и финском аэропортах.
Руст, которого его лётный инструктор назвал не склонным к риску, вылетел из Мальмё в столицу Финляндии со своей исторической миссией. Он пролетел низко над советской границей около Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) и просто следовал по абсолютно прямым железнодорожным путям на Москву. Какой-то промежуток времени его сопровождали 2 самолета Миг, но не долго.
Самую большую проблему составил выбор места для посадки в советской столице. Потому что с той картой, что была при нем, ориентироваться в условиях мегаполиса было трудно. Наконец, он все же увидел Кремлевские башни, а затем и главную площадь советского государства, которая, однако, оказалась плохой посадочной площадкой из-за большого количества пешеходов. Только мост рядом Кремлём, в то время еще не заполненный плотным движением, позволил совершить посадку. Целых 5,5 часов длился полет.
То, что он остался жив и стало настоящей сенсацией задуманной им кампании. О своем самолете Cessna он сообщил с задержкой, над территорией Эстонией. Люди отвечавшие за наблюдение за воздушным пространством решили позволить ему продолжать полет. Тогда машину Руста сочли погодным явлением. Кроме того, за несколько дней до этого в тех же местах разбился военный самолет ВВС СССР, многочисленные оперативники все еще занимались расследованием и по мере возможности убирали территорию крушения. Вероятно, День пограничника сделало свое дело.
По крайней мере, полет молодого немца оказался своевременным для Горбачева, которого 2 года назад назначили главой СССР в качестве Генсека КПСС. Незамедлительно Горбачев воспользовался очевидным провалом вооруженных сил и снял с должностей многих несогласных с его политикой.
Около сотни высших офицеров лишились должностей. Самый известный из них стал глава оборонного ведомства - Сергей Леонидович Соколов. Подобная «чистка» в армии произошла только в годы правления Сталина, в конце 1930-х годов.
«Зная заранее, что из этого получится, я бы не осмелился сделать это», — позже заявил Матиас Руст. Российские очевидцы до сих пор видят вещи по-другому. Говорят, это была шпионская миссия. Другие подозревают интригу горбачевского окружения против несогласных с ним однопартийцев. «Конечно, он выставил Советскую армию и страну в целом, в нелепом свете», — говорит писатель Владимир Каминер. Тогда он служил в подразделении РВСН и был знаком со многими мелочами этого дела, когда Руст проник через все кольца обороны в Москву.
Руст описал своё путешествие как миссию мира: «Прежде всего, я хотел способствовать миру во всем мире этим полетом, а вторая цель заключалась в том, что я также хотел способствовать взаимопониманию между странами посредством данного перелета из Германии в СССР». На его самолете Cessna был нарисован голубь. Когда о полете Руста доложили главе МИД ФРГ Гансу Дитриху Геншеру, который занимал эту должность в 1987 году, то сильно рассмеялся над этим известием.
Решение суда показало, что генсек спокойно пережил унижение. Руста приговорили к 4 годам заключения за незаконное пересечение границы и хулиганство. И всё же он отбывал срок в одной из московских тюрем, в последствии его помиловали и летом 1988 года депортировали в ФРГ.
В последующие годы Руст не находил покоя. В Германии он несколько раз был осуждён за мелкие преступления. Позже он, как говорят, добился успеха как игрок в покер. Ходили разговоры, что он работал одной из гамбургских студий по занятию йогой. В другом месте говорится, что он работал финансовым консультантом в швейцарской и эстонской фирме.
Одномоторная Cessna, напротив, теперь является экспонатом берлинского музея.