Найти тему
Андрей Мятиев

Что такое «квинтуплет»? По материалам коллекции Веломузея.

Уверен, что если задать этот вопрос в кругу знакомых, то в версиях недостатка не будет.

- Кажется, это что-то из музыки…

- Да нет – это математический термин…

- Может – из геологии?

- Название циркового трюка?

Ну вот, вопрос-то оказался не прост… Кажется, пришла пора развеять сомнения, пока догадки не вошли в сферы ненаучной фантастики? Квинтуплет – это название двухколесного велосипеда, на котором едут и крутят педали пять человек!

Самый известный в мире квинтуплет и его экипаж: Братья Карл, Вильгельм, Генрих, Фриц и Людвиг Опель на машине собственного изготовления. В наше время мало кто знает, что автомобильный концерн «Опель» начинался с маленькой мастерской, производившей швейные машины и велосипеды. 1898 год. Рекламная карточка из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самый известный в мире квинтуплет и его экипаж: Братья Карл, Вильгельм, Генрих, Фриц и Людвиг Опель на машине собственного изготовления. В наше время мало кто знает, что автомобильный концерн «Опель» начинался с маленькой мастерской, производившей швейные машины и велосипеды. 1898 год. Рекламная карточка из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Странная, должно быть, машина – скажете вы? Да уж, похвастаться тем, что видел такой аппарат «вживую», мало кто может. Между тем, с момента изобретения квинтуплета прошло уже более 120 лет! Но зачем же был придуман такой странный, громоздкий многоместный велосипед? Ответ таков – причина появления всех многоместных велосипедов – погоня за скоростью! В конце XIX века велосипедный бум охватил практически весь мир – от Америки до России. Велоспорт развивался семимильными шагами, а рекорды скорости на велосипеде вплотную приблизились к заветным 100 километрам в час. Конечно же, велосипедист по ровной местности самостоятельно не мог достичь этой скорости – мешало сопротивление воздуха. Тогда был придуман весьма опасный трюк – спортсмен (а это был американец Чарльз М. Мерфи) на гоночном велосипеде ехал по ровному деревянному настилу, уложенному… на железнодорожный путь Лонг-Айлендской железной дороги, и, что самое главное – за локомотивом, к которому был прицеплен единственный вагон, оборудованный специальным козырьком, защищавшим велосипедиста от набегающего воздушного потока! Паровоз служил «разбивателем воздуха» или «лидером» для велосипедиста, едущего непосредственно за ним в воздушном мешке, создаваемым локомотивом. Аттракцион был, конечно же, смертельно опасен – любая оплошность машиниста паровоза или рекордсмена-велосипедиста могли привести к фатальным последствиям. Однако, 30 июня 1899 года бесстрашный Чарльз Мерфи в присутствии толпы журналистов установил мировой рекорд – он проехал 1 милю за 57,8 секунды, что составило 100,24 километра в час!

 Чарльз М. Мерфи во время заезда на установление мирового рекорда 30 июня 1899 года. Почтовая карточка из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чарльз М. Мерфи во время заезда на установление мирового рекорда 30 июня 1899 года. Почтовая карточка из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Однако, вернемся к многоместным велосипедам… Многоместки как раз и использовались в велосипедном спорте для лидирования одиночных велосипедистов в ходе состязаний на большие расстояния, помогая им преодолевать сопротивление воздуха. Первыми появились велосипеды-тандемы, чуть позднее на гоночных дорожках можно было увидеть триплеты (велосипеды для троих седоков), квадруплеты (для четверых) и квинтуплеты (для пятерых спортсменов). Преимущество многоместных велосипедов было очевидно – несколько человек могли разогнать тяжелую машину до весьма высоких скоростей, и, поочередно отдыхая, поддерживать скорость довольно долго. К недостаткам многоместок бесспорно относились: значительный вес и габариты аппаратов, неповоротливость, а также трудность достижения необходимой слаженности педалирования. Высокие скорости служили причиной травматизма при падениях.

Спортсмены на квинтуплете и тандеме. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева сделана около 1900 года во Франции.
Спортсмены на квинтуплете и тандеме. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева сделана около 1900 года во Франции.
Спортсмены на квинтуплете и тандеме. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева сделана около 1900 года во Франции.
Спортсмены на квинтуплете и тандеме. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева сделана около 1900 года во Франции.
Спортсмены на квинтуплете и тандеме. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева сделана около 1900 года во Франции.
Спортсмены на квинтуплете и тандеме. Фотография из коллекции Веломузея Андрея Мятиева сделана около 1900 года во Франции.

Если велосипеды-тандемы получили большое распространение в обычной жизни – их до сих пор охотно используют туристы и просто любители парных поездок, то прочие многоместки так и остались редкой экзотикой. Соревнования на тандемах входили даже в программу Олимпийских игр, но в 1972 году из-за тяжелых травм, получаемых гонщиками в ходе падений, Международный Союз Велосипедистов изъял этот вид из олимпийской программы. Прочие многоместки (в том числе и квинтуплеты, с которых я и начал этот экскурс в историю), всегда были штучным, несерийным товаром, изготавливаемым на велосипедных фабриках по специальным заказам. Каждый такой велосипед был произведением искусства, шедевром технической мысли и технологии! На изготовление многоместных машин шли лучшие материалы, в их конструкции использовались самые передовые технологии – ведь нагрузки, которые им предстояло испытывать, намного превышали обычные для одиночных велосипедов. В наше время производство многоместных велосипедов также не является серийным, и лишь немногие велосипедные заводы изготавливают на заказ триплеты, квадруплеты и квинтуплеты, используя при их изготовлении современные технологии и материалы.

Посмотрите обзоры велосипедов-тандемов различного назначения из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Очень популярный на рубеже XIX и XX века "тандем-микст" для мужчины и дамы. Что интересно – управление дублированное – рули связаны между собой тягами. США 1898 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Очень популярный на рубеже XIX и XX века "тандем-микст" для мужчины и дамы. Что интересно – управление дублированное – рули связаны между собой тягами. США 1898 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.