Уверен, что если задать этот вопрос в кругу знакомых, то в версиях недостатка не будет.
- Кажется, это что-то из музыки…
- Да нет – это математический термин…
- Может – из геологии?
- Название циркового трюка?
Ну вот, вопрос-то оказался не прост… Кажется, пришла пора развеять сомнения, пока догадки не вошли в сферы ненаучной фантастики? Квинтуплет – это название двухколесного велосипеда, на котором едут и крутят педали пять человек!
Странная, должно быть, машина – скажете вы? Да уж, похвастаться тем, что видел такой аппарат «вживую», мало кто может. Между тем, с момента изобретения квинтуплета прошло уже более 120 лет! Но зачем же был придуман такой странный, громоздкий многоместный велосипед? Ответ таков – причина появления всех многоместных велосипедов – погоня за скоростью! В конце XIX века велосипедный бум охватил практически весь мир – от Америки до России. Велоспорт развивался семимильными шагами, а рекорды скорости на велосипеде вплотную приблизились к заветным 100 километрам в час. Конечно же, велосипедист по ровной местности самостоятельно не мог достичь этой скорости – мешало сопротивление воздуха. Тогда был придуман весьма опасный трюк – спортсмен (а это был американец Чарльз М. Мерфи) на гоночном велосипеде ехал по ровному деревянному настилу, уложенному… на железнодорожный путь Лонг-Айлендской железной дороги, и, что самое главное – за локомотивом, к которому был прицеплен единственный вагон, оборудованный специальным козырьком, защищавшим велосипедиста от набегающего воздушного потока! Паровоз служил «разбивателем воздуха» или «лидером» для велосипедиста, едущего непосредственно за ним в воздушном мешке, создаваемым локомотивом. Аттракцион был, конечно же, смертельно опасен – любая оплошность машиниста паровоза или рекордсмена-велосипедиста могли привести к фатальным последствиям. Однако, 30 июня 1899 года бесстрашный Чарльз Мерфи в присутствии толпы журналистов установил мировой рекорд – он проехал 1 милю за 57,8 секунды, что составило 100,24 километра в час!
Однако, вернемся к многоместным велосипедам… Многоместки как раз и использовались в велосипедном спорте для лидирования одиночных велосипедистов в ходе состязаний на большие расстояния, помогая им преодолевать сопротивление воздуха. Первыми появились велосипеды-тандемы, чуть позднее на гоночных дорожках можно было увидеть триплеты (велосипеды для троих седоков), квадруплеты (для четверых) и квинтуплеты (для пятерых спортсменов). Преимущество многоместных велосипедов было очевидно – несколько человек могли разогнать тяжелую машину до весьма высоких скоростей, и, поочередно отдыхая, поддерживать скорость довольно долго. К недостаткам многоместок бесспорно относились: значительный вес и габариты аппаратов, неповоротливость, а также трудность достижения необходимой слаженности педалирования. Высокие скорости служили причиной травматизма при падениях.
Если велосипеды-тандемы получили большое распространение в обычной жизни – их до сих пор охотно используют туристы и просто любители парных поездок, то прочие многоместки так и остались редкой экзотикой. Соревнования на тандемах входили даже в программу Олимпийских игр, но в 1972 году из-за тяжелых травм, получаемых гонщиками в ходе падений, Международный Союз Велосипедистов изъял этот вид из олимпийской программы. Прочие многоместки (в том числе и квинтуплеты, с которых я и начал этот экскурс в историю), всегда были штучным, несерийным товаром, изготавливаемым на велосипедных фабриках по специальным заказам. Каждый такой велосипед был произведением искусства, шедевром технической мысли и технологии! На изготовление многоместных машин шли лучшие материалы, в их конструкции использовались самые передовые технологии – ведь нагрузки, которые им предстояло испытывать, намного превышали обычные для одиночных велосипедов. В наше время производство многоместных велосипедов также не является серийным, и лишь немногие велосипедные заводы изготавливают на заказ триплеты, квадруплеты и квинтуплеты, используя при их изготовлении современные технологии и материалы.
Посмотрите обзоры велосипедов-тандемов различного назначения из коллекции Веломузея: