На Олимпиаде в Нагано в яростном споре за золото схлестнулись два российских танцевальных дуэта. Двукратными олимпийскими чемпионами стали Оксана Грищук и Евгений Платов, перешедшие в предолимпийском сезоне из группы Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова к Татьяне Тарасовой, но и Анжелика Крылова с Олегом Овсянниковым были достойны победы. После завершения карьеры пути серебряных призеров Нагано на какое-то время разошлись: Крылова уехала в США, где работала тренером, а Овсянников стал спортивным функционером, отвечал в ФФККР за развитие синхронного катания. На недавнем первенстве России среди юниоров в Саранске они снова были вместе у бортика во время выступлений ставших серебряными призерами Василисы Кагановской и Валерия Ангелопола.
О.О.: Мы работаем вместе уже второй сезон. Ни для кого не секрет, что давно веду своего племянника Валерия Ангелопола. Помогал всем тренерам, которые работали с ним и его партнершами. Когда Валерий встал в пару с Василисой Кагановской, они стали тренироваться у Анжелики, которая тогда как раз вернулась в Москву. Соответственно и мне пришлось к Анжелике возвратиться.
О.О.: Для меня ничего не поменялось. Правда, приходится соблюдать субординацию: Анжелика – главный тренер, а я ее ассистент. Между собой, конечно, все решаем вместе, но для учеников (причем всех без исключения) ее слово последнее. Мы уже столько лет знаем друг друга, что притираться не пришлось.
А.К.: Каждый делает свою работу. Мне ближе постановки и хореография, Олегу – техника. Во время работы нас, как и раньше, во время выступлений, сложно разделить: мы одно целое.
А.К.: Все организационные вопросы решаются на уровне федерации. Мы ведь работаем в государственной школе и не можем даже плату с учеников брать. В отличие от США, где другие правила.
О.О.: В технике ведущие дуэты сделали огромный шаг вперед. Может быть, при этом потерялась зрелищность. Да и поставить интересный танец, который соответствовал бы требованиям судейства, сейчас стало гораздо сложнее. Вижу, как тяжело это дается Анжелике, которая сама ставит программы всем тренирующимся у нас дуэтам. Сейчас одна дорожка занимает секунд 45! А ее нужно еще сделать так, чтобы элемент соответствовал образу.
А.К.: В наше время не было четкой градации элементов, не было ограничений по времени на поддержки и вращения. Был просто танец, в который мы вставляли поддержки и вращения, дорожки и твизлы. Сейчас нужно компоновать программу из элементов и находить для этого музыку. В этом, пожалуй, принципиальная разница.
О.О.: Прежде всего, появилась возможность выбора музыки. Можно сказать, что появился и определенный колорит, которого раньше не было.
А.К.: Упор на спортивную составляющую заметно изменил танцы. Даже многие тренеры, которые работали в наше время, не смогли приспособиться к новой системе.
А.К.: Оно было, есть и будет всегда. Как постановщик всегда оцениваю потенциал дуэта и стараюсь найти подходящие фигуристам образы.
О.О.: Могу только восхититься Анжеликой, которая всем своим дуэтам ставит абсолютно разные программы.
О.О.: Сами спортсмены решают, у кого им тренироваться. Руководствуются при этом старой поговоркой: "Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше".
А.К.: Прогрессу в результатах способствует и конкуренция внутри группы. В Монреаль ведь танцоры из всех стран потянулись после впечатляющих успехов Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. Даже Тесса Вирту и Скотт Мойр, решив вернуться перед Олимпиадой в Пхенчхане, не стали продолжать сотрудничество с Мариной Зуевой. Тренеры из Монреаля – просто молодцы, что справляются с такой огромной группой. У каждого дуэта из их школы свое лицо. Да и работу многочисленных ассистентов Мари-Франс и Патрис выстраивают очень умело. Можно говорить о системе и грамотной организации.
Евгений Платов в давнем интервью говорил, что они с Оксаной Грищук не были уверены в победе, хотя были безоговорочными лидерами в танцах на льду в мире на протяжении всего четырехлетнего цикла. Вы были моложе, были более мотивированы, на вас делала ставку Линичук…
О.О.: В Нагано мы сделали все, что от нас зависело. И джайв в оригинальном танце был на высочайшем уровне, и "Кармен" в произвольном. Судьи решили, что сильнее был дуэт Грищук/Платов.
А.К.: Политика в танцах присутствовала всегда. Мы были моложе, и федерация, возможно, посчитала, что наша Олимпиада будет в Солт-Лейк-Сити, а в ранге серебряных призеров Нагано мы будем более мотивированы. Для руководителей российского спорта важно было, чтобы чемпионом стал наш дуэт. А уж какой, не столь важно. Если бы мы выиграли в Нагано, то ушли бы из любительского спорта. И тогда за четыре года нужно было бы подготовить новых лидеров. К великому сожалению, из-за моей травмы мы вынуждены были завершить карьеру после ЧМ-1999, и на подготовку Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха к роли лидеров осталось совсем мало времени.
А.К.: У нас сейчас два очень сильных дуэта. На мой взгляд, равноценных. Возможно, за счет опыта Никиты Кацалапова, который был и олимпийским чемпионом в команде, и бронзовым призером в индивидуальных соревнованиях в Сочи, их с Викторией Синициной дуэт имеет преимущество перед Александрой Степановой и Иваном Букиным. Хотя этот дуэт очень сильно прибавил даже по ходу нынешнего сезона. Хотелось бы, чтобы руководители федерации поддерживали оба дуэта, и все решалось на льду.
А.К.: Это, прежде всего, новый стиль в танцах. До них никто так не катался. Французы – это уникальное явление в фигурном катании. У них своеобразная, присущая только им, техника. Понятно, что чемпионы диктуют моду, но стремление ей следовать играет злую шутку с теми, кто пытается идти за Габриэлой и Гийомом. Когда они выиграли с танцем под музыку Моцарта, это был фурор. Сейчас ощущения новизны уже нет. Французы идут по пути наименьшего сопротивления, эксплуатируя давние наработки. Пока это приносит результат, но хотелось бы увидеть что-то новое в их исполнении. А вот другим дуэтам явно не стоит брат на вооружение стиль Габриэлы и Гийома. В их исполнении танцы выглядят просто скучно.
О.О.: Обидно, что в наше время его не было. В Нагано можно было выставить две сборные России, которые и соперничали бы между собой.
А.К.: Если на летних Олимпиадах есть командные соревнования гимнастов, то почему на зимних не может быть аналогичных по фигурному катанию? Они проходят до начала личных соревнований и создают хороший настрой.