Найти тему
NordSkif & Co

Заброшенный авиационный завод с собственной "станцией метро"? — разбираемся с ещё одной городской легендой

Пора расчехлить архивы и рассказать вам про заброшенный авиационный завод с местом, которое выдавали за неизвестную станцию метро. Старый советский эскалатор действительно очень напоминает «подземку», но был предназначен для совершенно других целей… (более старые и опытные «городские исследователи» очень любят придумывать байки для подрастающего поколения, но не все они, оказываются вымыслом, так что проверять подобную информацию по возможности всё же стоит).

Сегодня мы разберёмся с ещё одного городской легендой (стариковской байкой) и прогуляемся по руинам очередного производства, успевшего проработать после развала СССР всего лишь лет десять-пятнадцать.

Авиационная промышленность в нашем уютном и живописном Поволжье находится в очень странном и неоднозначном состоянии. В равной степени для неё не подходит как клише про пациента, который скорее мёртв, чем жив, так и восторженные возгласы «не всё потеряно, деньги есть!» Окраины предприятий вполне могут напоминать зону отчуждения, десятилетия хаотично зараставшую кустарниками, многие из которых за это время превратились во вполне крепкие деревья.

-2
-3
-4

Силы природы не останавливает и высокая этажность: встретить молодые побеги, уже покрывшиеся твёрдой корой, можно даже на крыше заброшенных корпусов. Несмотря на это, буквально через пару цехов из-под земли обязательно вырастет забор, за которым ожидают ремонта и обслуживания пассажирские самолёты. А ещё чуть подальше, за ними, будут виднеться постройки вполне себе здравствующего предприятия ракетно-космического комплекса.

Инженерный корпус, о котором пойдёт речь, пребывает в запустении довольно давно. По состоянию интерьеров и кабинетов можно сделать вывод, что последние заводчане трудились здесь более двадцати лет назад. О предназначении того или иного помещения теперь остаётся только догадываться. Однозначно можно сказать про местную столовую и целый этаж, когда-то вмещавший в себя сотни ЭВМ.

В годы своей и без того непростой жизни завод имел непосредственное отношение к производственному сектору гражданской авиации. Широкий спектр работ включал в себя как изготовление и ремонт электроники, так и создание различных элементов салона пассажирских самолётов.

-7

В лихие 90-е треть завода отделилось от «материнской» компании и было преобразовано в самостоятельное предприятие. К сожалению, особой тягой к жизни завод не обладал и быстро пришёл в упадок.

Все последующие года посетителями «инженерки» в лучшем случае были охранники соседнего предприятия, а в худшем — классические заводские всадники апокалипсиса: охотники за металлом и другой, более дорогой, начинкой вычислительной техники. Совокупность факторов привела к тому, что громадным зданием теперь брезгует даже аренда — настолько сильно износились коммуникации, кровля и перекрытия.

Любопытные детали на одном из этажей — раздельный сбор мусора «по-советски».

-10

Мои воспоминания об этом месте датированы осенью 2013 года. Почти десять лет назад пройти незамеченным на охраняемую территорию пусть уже и брошенного завода, но не без гордости носящего в своём названии приставку «-авиа», было задачей не из лёгких.

-11
-12

Кроме привычных мероприятий по поиску дыр в многочисленных заборах часть пути приходилось идти по рабочей металлобазе, близость которой к заводскому периметру тоже является одним из вернейших признаков кончины производства. Вишенкой был подъём на крышу по однопролетной пожарной лестнице, не защищённой кордом безопасности со спины. Семь этажей промышленного здания и семь этажей обычного жилого дома — по габаритам совсем разные вещи.

-13
-14

Долгое время я вполне обоснованно обделял вниманием этого старичка.

Трудности при посещении и впечатления от начинки абсолютно не укладывались в голове, являясь противоположными понятиями.

В контексте заброшенных заводов, не без доли сарказма, принято говорить «стабильность…». Завершаем отчёт собственно тем, что и побудило нас когда-то давно отправиться исследовать заброшенное советское предприятие.

-16
-17

И действительно, промокший насквозь осенний корпус теперь может привлечь разве что сохранившимся эскалатором, по которому перемещались десятки инженеров из производственной части в офисные помещения. Совсем не метро, хоть и выглядит немного похоже...