Счётный жетон (в моей интерпретации — счетон) — это одна из удачнейших попыток человечества обойти свои физиологические ограничения при осуществлении своего стремления объять необъятное. При этом, связь с человеческой физиологией при счете с помощью счетных жетонов несомненна - ведь в его основе лежит пятеричный счет, то есть — досчитал свои персты до пяти, получил одну пядь, перешел на порядок выше.
Набрал две пяди — перешел еще на порядок выше и положил начало пятеричному отсчету десятков, набрал пять десятков — перешел еще на порядок выше (аналогично тому, как поступил ранее с перстами) — и так далее.
Считали с помощью счетных жетонов на специально разлинованном столе (о том, как именно выполнялись четыре арифметические действия – рассказ в следующей статье).
Номинал жетона зависит от положения, которое он занимает на линиях, или между ними, вот так, например, будет выглядеть на абаке число 1963, а вот так число 1666.
Средневековый счетон очень похож на монету, но не имеет номинала, сделан из меди, бронзы, латуни, реже — из свинца, серебра или золота.
Отличительная черта — это малая толщина, 0,5 — 1 мм, реже — толще, фактически — это очень тонкая пластинка, а размер варьируется от 6 до 29 мм, или, по классификации мэтра жетоноведения Ф. Барнарда от № 1 до № 12, как на данном рисунке. Еще одна отличительная черта — очень малый рельеф, по которому счетный жетон всегда можно отличить и от монеты, и от медали.
Изображения на жетонах очень схожи с изображениями на средневековых монетах, а иногда просто их копируют (поэтому иногда их изначально изготавливали с отверстием, дабы исключить соблазн подделок) — это и орнаменты — растительные и геометрические, и геральдика, эмблемы, бюсты правителей (в том числе — Российских!), религиозные символы и фигуры, корабли, строения, разнообразные мифические персонажи, картины реальной жизни.
Легенды (на самых старинных жетонах их нет) содержат имена правителей и мастеров, даты, лозунги, поговорки, ребусы, фразы из библии и т.д., а порой являются просто абракадаброй, выполняющей роль декоративной виньетки, и выполнены, в основном на латыни, ломбардическим, готическим или современным шрифтом.
Иногда счетоны имеют дату: 1553 (в самом низу), 1691.
Самый многочисленный эшелон, являющийся основой всех нынешних коллекций, составляют жетоны, изготовленные из меди и ее сплавов. Тому, что они сохранились в таком количестве, способствовало отсутствие интереса тех, кто извлекал выгоду при переплавке более дорогостоящих метизделий: их дешевизна была их ангелом-спасителем. Наиболее ранние жетоны из латуни относятся к середине XIV века. Редко попадаются медные или бронзовые Французские жетоны до эпохи Людовика XIV (правил в 1643-1715).
Barnard утверждает, что свинцовые жетоны имеют более позднее происхождение, чем латунные. После 1500 года появляются латунные жетоны с покрытием, например с позолотой.
Счетные жетоны — преимущественно круглой формы (часто, в виду несовершенства технологии изготовления — овальной). В XVIII веке было выпущено ограниченное число 8-ми, и еще меньше — 6-гранных.
О толщине уже упоминалось, что счетные жетоны обычно всегда тоньше монеты, но попадаются и довольно толстые, например, XV-го века из Турне.
Определенно у счетных жетонов очень низкий рельеф, с монетой или медалью не перепутать. Это обусловлено их предназначением — постоянно перемещаться и стойко держаться стопками. Высокий рельеф этому помеха.
Счетные жетоны выпускались как государственными учреждениями, так и частными конторами, которым, тем не менее требовалось официальное разрешение властей на такую деятельность, которая всегда регулировалась государством.
Разнообразие жетонов, как официальных, так и частных, бесконечно. Многие схожи с монетами и гравировались теми же мастерами. Для того, чтобы предупредить путаницу, на счетонах стояло словесное указание о его назначении (например, «rechenpfennig»). Но во Франции например, в 1362 году был введен запрет на жетоны из серебра, которых стало так много, что они начали конкурировать с деньгами.
Самые старинные жетоны грубы выделкой и аскетичны видом. У них нет легенд. Дизайн минималистичен. До XV века, как и на деньгах того периода с одной стороны — чаще всего крест какой-либо формы или изображение какого-либо бытового предмета — ключа, весов, грабель и т.д. и — повтор того же символа на обороте. Одинаковые аверс и реверс — это признак старины. На других встречается условная «голова» правителя, герб, монограмма или просто буква.
Barnard отмечает, что эта простота счетонов XIV-начала XV века постепенно усложняется декорацией в готическом стиле и, в конце концов, уступает место вкусам Ренессанса. Сквозь века совершенствуется технология изготовления, а до изобретения винтового пресса в 1561 году, жетоны изготовлялись с помощью двух матриц и молотка.
В течение XVI века происходит увеличение типов и усложнение детализации, появляется больше информации, развивается символика, счетные жетоны становятся носителем идеи, аллегории, на них появляются ребусы, загадки, часть счетонов несет религиозную символику, например образ Св. Марка-евангелиста в виде крылатого льва в нимбе со святым писанием в лапе, так же начинают отражаться реальные события, у жетонов появляется «медальный элемент».
О. Смирнов