Начало путешествия ЗДЕСЬ
Никого уже не удивить внешним обликом этой статуи: вид её узнаваем, название известно. И чем бы, думаю, привлечь внимание читателя к этому всемирно известному архитектурному произведению? Покопалась немного в истории его создания. И нашла-таки любопытные детали. Но сначала надо туда попасть. Так сказать, пощупать статую за нос. Поплыли?
Статуя Свободы находится на острове Свободы, примерно в 3 км от Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. До 1956 г. остров назывался «остров Бедлоу» , хотя в народе его называли «островом Свободы» уже с начала XX века. Официальное нахождение статуи: Манхэттен, остров Либерти.
Добраться до острова Либерти можно на пароме. За поездку на пароме надо заплатить. А вот дальше уже всё бесплатно: музей на острове Эллис, прогулка по острову Либерти, Музей статуи.
Но сначала надо выдержать все очереди - желающих попасть на остров, оказывается, очень много, я даже не ожидала, что так много.
Кроме этого, надо быть готовым на досмотр, по строгости не уступающий досмотру в аэропорту.
Непогода никого не пугала, даже малышей.
Паром трёхэтажный, есть закрытые места. В тот день, когда мы туда ездили, было не просто пасмурно, уже начинал накрапывать дождик, было ветрено. Но всё же многие предпочли открытую площадку. На пароме лучше сразу занять местечко справа, потому что именно с той стороны будет видна статуя.
Двигается паром очень быстро, надо быть готовым к съёмкам. Приплыли. А что мы видели по пути, можно прочитать ЗДЕСЬ.
Идем прямо от пирса и оказываемся в центре острова на площади с флагштоком. Дождик уже вовсю разгулялся. Но на улице тепло. И мы не пытаемся спрятаться от дождя. Да, впрочем, у нас и зонта нет:))
Нагулявшись по острову (остров небольшой, площадь его всего 5, 96 га) и окончательно промокнув, мы заходим в Музей Статуи Свободы. Музей находится в пьедестале.
Музей, кстати, был отреставрирован незадолго до нашего приезда, примерно через сто лет с момента его установки. Кое-что после реставрации осталось неизменным. Вот например, скрижаль "Книга законов", которую статуя держит в левой руке. На ней высечена знаменитая дата провозглашения независимости — 4 июля 1776 г. А вот факел в правой руке заменили позолоченной копией.
Первоначальный вариант факела сейчас находится в музее. Зайдя в музей, именно на него сразу обращаешь внимание - это один из центральных экспонатов. Со дня своего открытия статуя служила навигационным ориентиром и использовалась в качестве маяка. Три смотрителя в течение 16 лет по очереди поддерживали огонь в факеле.
А вот теперь обращаем внимание на русские вкрапления:))
Из-за повреждения коррозией факел был заменён во время реконструкции в 1986 году на новый. Новый факел был создан французскими мастерами, которые использовали наш, русский, метод тиснения под названием "штамповка"(Придумал этот способ кузнец Тульского оружейного завода Василий Антонович Пастухов).
Пламя в новом факеле покрыто русским сусальным золотом. (Россия может похвастаться изготовлением сусального золота, как на фабриках, так и мастерами-сусальщиками в индивидуальном порядке. Наибольшей популярностью пользовалась фабрика в Пошехонье, что в Ярославской губернии, это был крупнейший центр производства сусального золота. Определение связано со словом «сусало», что в переводе с древнерусского означает скулы, лицо. Дело в том, что сусальным золотом покрывали лицевую сторону изделий.)
Мы все привыкли видеть статую зеленого цвета. А ведь изначально она была рыжего цвета - цвета меди.
Уже через двадцать лет после сооружения скульптура, внешняя часть которой изготовлена из медных листов, полностью покрылась патиной. Существовали проекты очистки поверхности, но в итоге было принято решение сохранить эту пленку окислов, защищающую статую от дальнейшей коррозии и придающей ей характерный зеленый цвет.
А вот ножку правильного, медного, цвета можно увидеть в музее. Причем, нога в натуральную величину.
Ногу можно пощупать, оценить её размеры - примериться и сравниться:)
А вот ухо - тоже в натуральную величину.
Нос. Побитый временем. Обратите внимание на толщину металла. Об этом металле рассказ чуть ниже.
Размер, кстати, тоже в натуральную величину.
Лицо. Все желающие могут прикоснуться к лицу величественной статуи.
А теперь посмотрим, как выглядит статуя изнутри.
Внутренний каркас статуи создал Гюстав Эйфель, тот самый Эйфель, который потом создаст Эйфелеву башню в Париже, а ещё Троицкий и Охтинский мосты в Питере.
Каркас стальной, весит 125 тонн. Он сделан так, что внутри можно спокойно передвигаться, подниматься по винтовым лестницам наверх.
Высота Статуи Свободы — 93 метра, как три девятиэтажных дома. При этом одна «девятиэтажка» приходится на пьедестал.
До главной смотровой площадки , расположенной в короне, 356 ступенек (количество ступенек почему-то у всех разное: от 354 до 357 - кто как устает, видимо:)). Оттуда, из 25 окон, открывается вид остров Манхэттен
Сверху стальной скелет покрывают медные листы толщиной всего 2,37 мм. Срощенные между собой, они образуют силуэт статуи. А вот тут, опять внимание, интересная деталь.
По утверждению некоторых исследователей, 90 тонн меди, которая использовалась для облицовки статуи, были куплены у промышленников Демидовых. Это была медь из их рудников на горе Выйской вблизи Нижнего Тагила. Российская медь в конце XIX века вообще была очень популярна на Западе – ее называли на биржах "Старый соболь" - по клейму, на котором был изображен бегущий соболь. Но почему именно Демидовы? Этому есть весьма экзотическое объяснение. Его суть в том, что создание Статуи Свободы – это был гигантский масонский проект. Дело в том, что Демидовы тоже были масонами – причем, в отличие от многих в России, они даже не скрывали этого. Когда после восстания декабристов Николай I запретил масонские ложи, российские масоны стали спешно избавляться от изображений циркулей, мастерков, пирамид на фасадах своих домов, гербах и каретах. А Демидовы чуть ли не единственные продолжали открыто демонстрировать масонскую символику – на их гербе был изображен серебряный молот и мастерок.
Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими "вольными каменщиками". А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. Создатели статуи Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно "вольные каменщики" помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента, по ее словам, профинансировала масонская ложа Нью-Йорка.(По материалам статьи "Свобода в мехах" Ольги Кравец).
И всё же денег всё равно не хватало, и сроки строительства затягивались. Тогда придумали такой ход: стали продавать миниатюрные копии Статуи Свободы. Так начался сувенирный бизнес:) И сейчас изображения Статуи Свободы или её элементы (чаще корону) можно видеть всюду.
А вот что означают эти сосуды в соседстве с миниатюрной статуей, мы, признаться, не поняли. Но указующий перст вынудил нас обратить на них внимание:))
Есть и еще один "русский след" в истории "Леди Свободы". Как уже говорилось, сбор средств шел туго, и в США был устроен необычный аукцион - писатели продавали свои ранее не опубликованные стихи. В качестве премии было объявлено, что стихотворение, которое соберёт больше всех денег, будет выбито на пьедестале. В аукционе участвовали такие гиганты как Уолт Уитмен, Генри Лонгфеллоу, Брет Гарт и Марк Твен. Было предложено поучаствовать и американской поэтессе еврейского происхождения Эмме Лазарус. Лазарус отказалась, объяснив этот тем, что не может сочинять стихи по заказу.
А надо сказать, что в то время она вела активную социальную деятельность. В 1881-м году в России был убит царь Александр II, предоставившие гражданские права нацменьшинствам, в том числе евреям. К власти пришел его сын Александр III, и преследования евреев возобновились. Евреи тысячами бежали из России, садились в Гамбурге и Лондоне на пароходы и ехали в Америку. Сначала американские евреи отшатнулись от своих восточноевропейских братьев. Бедные, больные, глубоко религиозные, ни разу не видевшие водопровода и газовой плиты, они казались пришельцами из страшных снов. Но на Эмму они произвели совсем другое впечатление. Она перестала писать стихи и целиком отдалась социальной работе среди новоприбывших.
Поэтому когда устроитель аукциона сказал ей: "Вспомните беженцев из России", этого оказалось достаточно. Через два дня стихотворение "The New Colossus" собрало двадцать одну тысячу долларов и получило первый приз. Это было в 1883 году. 20 лет спустя, в 1903, стих был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Один из его переводов звучит так:
"...А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!"
(пер. В. Лазариса)
Вот на этой, поэтически проникновенной, ноте мы покинем залы Музея Статуи. Будем возвращаться обратно, снова любуясь статуей с парома.
Манхэттен с его небоскребами тем времен почти весь погрузился в туман.
#русские в америке #путешествие по америке #статуя свободы