Найти тему
Военно-технический сундук

Лучшие асы-истребители ВОВ: как рядовой солдат командовал целой эскдрильей - Георгий Костылев

В 1942 году получил свою звезду Героя Советского Союза летчик-истребитель Георгий Дмитриевич Костылев (1913-1960 гг.), который к концу войны станет самым результативным асом советского военно-морского флота, и по некоторым данным вполне способный догнать по количеству сбитых самолетов врага лучшего аса ВВС Красной Армии – Ивана Кожедуба. Однако официально он остановился на 7, 10, максимум – 11 победах, а сам ас всегда утверждал, что их у него около 60-ти.

Ла-5 гвардии капитана Георгия Костылева в бою
Ла-5 гвардии капитана Георгия Костылева в бою

Официально считается, что первая пятерка наших асов, сражавшихся в воздушных боях Великой Отечественной, включает имена Кожедуба, Покрышкина, Гулаева, Речкалова и Евстигнеева (64, 59, 57, 56 и 53 сбитых самолетов врага лично).

Но существует мнение, хоть и косвенно, но подтверждаемое мнением не последних в той войне людей, что в эту пятерку как минимум должен был войти еще один ас – Георгий Дмитриевич Костылев, которого в своей знаменитой книге «Балтийское небо» выписал Н. К. Чуковский под именем Константина Лунина.

Георгий Дмитриевич Костылев (1913-1960 гг. в разные годы своей боевой деятельности
Георгий Дмитриевич Костылев (1913-1960 гг. в разные годы своей боевой деятельности

Существуют очень сильные расхождения по количеству сбитых этим асом самолетов противника за всю войну – от 7 до 54-х, причем лично, а не в группе. Возможно, сбитых было и больше, допускал после войны сам Костылев, просто в большинстве случаев сбитые самолеты на него не записывались по самым разным соображениям.

Например, Костылева очень часто посылали в свободную охоту за немецкими бомбардировщиками, атаковавшими до конца блокады Ленинград с самых разных направлений. К примеру, только за первый месяц, летая на устаревшем И-16, этот воздушный боец сбил целых 5 немецких бомбардировщиков и истребителей, а к концу 1941-го имел уже 20 (или даже более) побед, за что был представлен к званию Героя Советского Союза.

Истребители М-16 Балтийского Краснознаменного флота в 1941 году
Истребители М-16 Балтийского Краснознаменного флота в 1941 году

Так вот, пересев с И-16 на ЛаГГ-3, а потом на «Харрикейн», Костылев по приказу командования направлялся на самые «горячие» направления, где со своим ведомым устраивал на вражеские самолеты натуральные засады. Смысл засады заключался в поисках каких-нибудь полян и просек, не отмеченных на картах, с которых можно было взлетать в любой момент. Причем летчикам в этом деле командованием давался полный карт-бланш, так что они действовали в этом плане автономно.

Самолеты перегонялись на выбранные места, прятались под деревьями или маскировались другими способами, а как только на горизонте появлялись вражеские бомбардировщики, наши истребители взлетали, и, действуя внезапно, поджигали некоторые из них. Тех, кто не попал под удар, наши асы рассеивали, заставляя сбрасывать бомбы с перепугу на лес, в поле, в море. И немцам было совсем невдомек, откуда взялась эта засада – вблизи не было аэродромов, с которых могли бы подниматься советские истребители.

Лейтенант Г. Д. Костылев, командир звена 2-й авиационной эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка, лето 1941 г.
Лейтенант Г. Д. Костылев, командир звена 2-й авиационной эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка, лето 1941 г.

Что касается боевой статистики, то в таких условиях было непонятно не только, кто сколько сбил, но и куда упали сбитые вражеские самолеты, часто они падали прямо в залив, и так же часто никаких свидетелей не имелось. В таких случаях учет вести было невозможно, но Костылева это нисколько не волновало, ему важен был сам процесс, и этот факт был отмечен очень многими, кто знал его лично. Лично знал его и Николай Корнеевич Чуковский, с которым Костылев делился совершенно всеми своими мыслями в свободное от боевой работы время, поскольку они вместе служили в одной дивизии и по службе пересекались чуть ли не каждый день.

Заметка из газеты "Красный Балтийский флот" от 10.10.1942 г. В заметке идет речь о 29 сбитых вражеских самолетов Г. Костылевым лично
Заметка из газеты "Красный Балтийский флот" от 10.10.1942 г. В заметке идет речь о 29 сбитых вражеских самолетов Г. Костылевым лично

Кроме того, в 1944-м году майор Георгий Костылев, пребывая в должности главного инспектора ВВС Краснознамённого Балтийского Флота, продолжал активно летать, хотя ему это было запрещено. Но разъезжая с проверками по самым разным частям, неугомонный майор постоянно этот приказ нарушал, совершал вылеты вместе с другими летчиками и таким образом сбил немало самолетов врага вдобавок к своей официальной статистике. Естественно, эти победы записывались на счет подразделения, с которым Костылев совершал боевой вылет, а не на его личный.

Таким образом понятно, откуда у аса, сбившего официально 7-10 вражеских самолетов, столько наград и репутация лучшего аса Балтфлота, а потом и вообще всего советского военно-морского флота. К слову сказать, Костылев официально считается самым результативным советским морским летчиком, только вот непонятно, как этот результат коррелируется с цифрами 7-10 сбитых. Например, еще один морской летчик - Борис Феоктистович Сафонов, менее чем за год сбил 20-30 самолетов противника, но почему-то нашим лучшим морским асом не считается.

Истребитель "Харрикейн", на котором воевал капитан Г. Л. Костылев осенью 1942 года
Истребитель "Харрикейн", на котором воевал капитан Г. Л. Костылев осенью 1942 года

Значит, прав был Николай Чуковский и многие другие, лично знавшие Костылева в бою, утверждая, что знаменитый ас просто «раздарил» множество своих личных побед налево и направо. Например, знаменитый писатель заявлял, что он записал рассказы Костылева о 40 боях, в которых тот лично сбил как минимум один, а то и два самолета врага. А сколько еще ас не успел рассказать после того, как их боевые пути с Чуковским разошлись?

При этом Костылев к своим победам относился как к обязанностям, а не как к достижениям, и опытный специалист по человеческим душам Чуковский никак не допускал, что его сослуживец мог хоть как-то завирать.

Истребитель ЛаГГ-3, на котором Костылеву тоже довелось повоевать
Истребитель ЛаГГ-3, на котором Костылеву тоже довелось повоевать

Как бы там ни было, а за этих 7-10 своих официальных побед Георгий Костылев получил два Ордена Ленина, два Ордена Красного Знамени, кучу медалей и почти два Героя Советского Союза.

Почему «почти два» Героя? Дело в том, что он мог лишиться и того, которое ему уже было присвоено, а второе представление отменили из-за досадного инцидента, за который аса в начале 1943 года судили, разжаловали и отправили в штрафной батальон обычным рядовым солдатом.

А в этой заметке (сверху), опубликованной в газете "Красный флот" за 14.11.1944 г. говорится уже о 43-х сбитых самолетах врага. Внизу - оригинал фото, взятого для газеты
А в этой заметке (сверху), опубликованной в газете "Красный флот" за 14.11.1944 г. говорится уже о 43-х сбитых самолетах врага. Внизу - оригинал фото, взятого для газеты

Так получилось, что, будучи в Ленинграде в отпуске и пребывая под «шафе», знаменитый уже к тому времени ас очень сильно намылил шею одному полковнику-тыловику, когда увидел, как тот жирует, когда обычные жители блокадного Ленинграда голодают и умирают. Ну, миром дело не закончилось, и в итоге героя отправили в штрафбат, лишив всех заслуг.

Но в штрафбате Костылев не задержался. Штрафники сами пришли в ужас, когда увидели, как командование разбрасывается лучшими специалистами флота, который не в окопах должен погибать, а защищать фронт с неба. Короче, через два месяца всеобщими усилиями армии, флота и авиации летчика вытащили с передовой и отправили отбывать наказание по месту его главной работы – в истребительную эскадрилью.

Ла-5Ф Гвардии майора Г. Д. Костылева, лето 1944 г.
Ла-5Ф Гвардии майора Г. Д. Костылева, лето 1944 г.

Так, пребывая в звании рядового, Георгия Костылева официально поставили командиром истребительного звена, а неофициально он командовал всей эскадрильей. Может, кто-то будет утверждать, что так не могло быть, но так все же было. О том, что на Балтике целой воздушной эскадрильей командует рядовой солдат, да еще и уголовник, знал сам Сталин. Но наш тогдашний вождь всех народов и друг советских физкультурников был не дурак, и, не собираясь вмешиваться в решение трибунала, чтобы не дезорганизовать работу этого важного ведомства, негласно дал указание использовать таланты лучшего аса советского военно-морского флота на полную катушку.

Ла-5Ф Гвардии майора Г. Д. Костылева, который экспонировался на выставке в Ленинграде в 1944 году
Ла-5Ф Гвардии майора Г. Д. Костылева, который экспонировался на выставке в Ленинграде в 1944 году

И неудивительно, что менее чем через год, в начале 1944-го, с разжалованного капитана сняли судимость, вернули награды и присвоили внеочередное звание майора. Естественно, что Георгий Костылев за этот менее чем год набил немецких самолетов столько, что этого количества хватило, чтобы завершить его опасную боевую карьеру, поставив на важную должность инспектора всей авиации Балтфлота.

А вот почему ему не выдали второго Героя Советского Союза, к которому он был представлен накануне той памятной драки, приведшей его в штрафбат – непонятно. Наверное, даже Сталин не счел нужным вмешиваться в этот процесс – все же воздушный герой советского флота совершил преступление, хотя и во имя справедливости, тем не менее, преступникам даже в тоталитарном сталинском режиме старались Героев лишний раз не давать.

Г. Д. Костылев со своими однополчанами перед истребителем Ла-5
Г. Д. Костылев со своими однополчанами перед истребителем Ла-5

В итоге Георгий Дмитриевич Костылев так до конца войны и проваландался инспектором, хоть и очень высокопоставленным. В этой должности он продолжал воевать до самого конца войны, есть сведения, что последний боевой вылет он совершил 10 мая 1945 года, через сутки после победы. Но, как писалось выше, все боевые вылеты во время пребывания на должности инспектора ему не засчитывались, они даже нигде не упоминались.

Сам Костылев утверждал, что помнит обстоятельства сбития им за время войны 54 самолетов противника, и еще некоторые моменты он помнит смутно, а во многих вообще не уверен. Но лучший ас советской морской авиации на эти победы никогда не претендовал. Ему хватило звания Лучшего, и после войны он остался служить на Балтийском флоте, уволившись в запас в звании гвардии майора только в 1953 году.

На гражданке Г. Д. Костылеву довелось поработать в самых разных местах Советского Союза – от Иркутской области до Риги. Был он и мастером ремонтно-механических мастерских в тресте «Лензолото» в Сибири, и машинистом на железной дороге в Прибалтике, в конце жизни работал каменщиком в своем родном городе. Умер 30 ноября 1960 года и похоронен на кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в юго-западной части Ленинграда (Петербурга).

Кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Питере, на родине Г. Д. Костылева
Кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Питере, на родине Г. Д. Костылева

Теперь кое-какие дополнения к материалу, представленному выше.

Начинал свою боевую биографию Г. Д. Костылев еще в Финскую войну, за что получил свой первый Орден Красного Знамени, правда, детали деятельности будущего аса в тот период неизвестны. Во время Великой Отечественной сражался с гитлеровцами на истребителях И-16, ЛаГГ-3, «Харрикейн» и на Ла-5. Совершил 413 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях.

В заключение следует добавить, что родился наш герой 7 апреля 1913 года в городе Ораниенбаум (ныне – Ломоносов, в черте Петербурга), умер 30 ноября 1960 года и похоронен там же, где и родился. То есть, очертил свой жизненный цикл вокруг родной Балтики, жаль только, что прожил так мало – всего 47 лет. Конечно, для военного аса это очень много, а вот для отставника, который за время своей боевой деятельности и ранен по-настоящему не был – очень мало.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Александр Горовец и Дэвид Мак Кэмпбелл - два самых видных аса WWII, хотя подвиги свои совершили в разных условиях

Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл

Три лучших польских аса-истребителя Второй Мировой войны – счет одинаковый, а результат разный в разы!

Румынский летчик-истребитель Константин Кантакузино побил по результатам всех американских и британских асов WWII

Ганс Йоахим Марсейль – самый скорострельный ас в мире, легко сбивал британские истребители пачками в день