Над советским атомным ракетоносцем К-19 со времён постройки витал зловещий рок, который превратил его в источник постоянных несчастий и прочно окутал дурной славой. Злополучную субмарину, едва не ставшую причиной ядерного бедствия, подводники окрестили «Хиросимой».
Первая подводная лодка с баллистическими ракетами и атомной энергетической установкой на борту на фоне холодной войны выглядела убедительной демонстрацией ядерной мощи советской державы. Создание головной субмарины проекта 658 было экстренным ответом США, немногим ранее сконструировавшими атомный ракетоносец «Джордж Вашингтон».
Основное оружие К-19 представляли баллистические ракеты Р-13 в количестве 3-х штук. Мощность ядерной боеголовки каждой в десятки раз превышала разрушительную силу бомб, уничтоживших Хиросиму и Нагасаки. Зона досягаемости ракет захватывала цели удалённостью до 600 км, а высокая автономность подводной лодки позволяла ей находиться в любой точке планеты.
Будущую гордость атомного флота изначально преследовали неудачи. Последствия ядовитых испарений в цистерне лодки, пожар на стапеле и сорвавшаяся крышка ракетной шахты унесли вереницу человеческих жизней. Недобрые предчувствия окрепли в сознании суеверных моряков, когда при спуске судна на воду «подкачала» морская примета на удачу: бутылка шампанского срикошетила от борта и предательски уцелела. Впрочем, в череде неприятностей скорее следует винить торопливость при постройке АПЛ и халатность во время ходовых испытаний.
Ракетный атомоход К-19 приступил к службе в составе Северного флота ВМФ СССР в ноябре 1960 года под командованием капитана II ранга Николая Затеева. А в апреле 1961 года случился новый казус: чудом уклонившись от столкновения с подлодкой США «Nautilus», К-19 лишь зацепила дно.
Летом 1961 года в ходе военно-морских учений сверхсекретная К-19, на которой находилось почти 140 человек, маневрировала подо льдами Норвежского моря в Северной Атлантике. На атомной субмарине, проходящей в районе острова Ян-Майен, 4 июля около 4 часов утра прозвучал сигнал, оповещающий об аварии в реакторном отсеке.
Протекание первого контура энергоустановки привело к сбою системы охлаждения: падению давления воды и снижению её уровня. Разгерметизация вызвала появление радиационного фона во всех отсеках судна. Неконтролируемый разогрев активной зоны превратил лодку в готовую взорваться атомную бомбу.
Матросы и офицеры в экстремальных условиях бросились монтировать нештатную систему охлаждения из подручных средств. Аварию удалось локализовать ценой жизни 8-ми членов экипажа. Выжившие моряки получили непомерные дозы облучения, вызвавшие лучевую болезнь.
На помощь к пострадавшей АПЛ К-19 подоспели дизельные подлодки, принявшие сигнал бедствия. Моряков эвакуировали, а виновницу трагедии отбуксировали на базу в Северную Лицу. Героические действия экипажа К-19 предотвратили экологическую катастрофу. Ядерный взрыв у берегов НАТО грозил развязыванием третьей мировой войны. В августе 1961 года членов экипажа К-19 наградили орденами, медалями и грамотами.
После страшного инцидента атомную лодку К-19, прозванную «Хиросимой», привели в порядок и вновь определили на боевое дежурство. Но цепь злоключений продолжалась с завидной регулярностью. «Хиросима» в ноябре 1969 года столкнулась в Баренцевом море с лодкой США USS «Gato». В феврале 1972 года пережила страшный пожар, потеряв 28 человек экипажа.
Капитально отремонтированную К-19 из ракетоносцев разжаловали в корабль связи под тактическим номером КС-19. Вплоть до 90-х годов, несмотря на скандальную известность, невезучий корабль оставался в строю.
В 2003 году лодку отправили на утилизацию на завод. Узнав об этом, бывший матрос К-19 Владимир Романов, а ныне бизнесмен, сумел выкупить ходовую рубку. Он поставил её на берегу водохранилища в Московской области – как память и мемориал всем, кто на ней служил.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.