Данная статья не рассчитана на коренное изменения понимании истории найман. Но думаю, что она все же внесет свои коррективы. А дальнейшая более глубинная проработка этой теории... если честно, то я даже пока не берусь загадывать к каким неожиданным открытиям это может привести. И это пока все, что есть у меня на данный момент. Ладно, давайте начнем!
Мои собственные исследования показывают, что история найман, так же как история других крупных тюркских улусов, уходит корнями в глубокую древность. Разбор каталогов клинописных знаков показывает, что понятия о "восьми" племенах было уже сформированным еще в те времена. Это я, как бы, забегаю вперед.
А теперь давайте по порядку. Постараюсь объяснить ход своих мыслей. Первое на что я опирался, это то, что наши тамги восходят к клинописным знакам кангаро-аккадцев. Да, в большинстве случаев наши тамги, это своеобразные логотипы восходящие ко временам древних канглов. И надо было искать нечто V-образное, так как "солярная" тамга найман говорит, если обобщить, то говорит о асс-албанском происхождении. Надо было искать нечто, что-то такое "фирменное", что можно было бы положить в основу уже сформированного этнонима... и обособленности.
Удалось ли мне найти? Да, конечно, разумеется! Действительно в каталогах есть морфемы которые можно с уверенностью выдать за корневые этнонима "найман", так же есть их обозначения в которых четко просматривается V-образная основа. Когда рассматриваете таблички, то не забывайте, что клинописные знаки лежат не левом боку. Для правильной визуализации вам необходимо повернуть их на 90 градусов правее (по часовой).
Разбираем :
Здесь первая строчка читается как "Нагар". "Нагар" переходит в форму "Нукуз". То есть, последняя "р" подвергается ротации и видоизменяется на "с/з/ш". И кстати, вы осознаете важность момента? Мы только что обнаружили Нукузов! Если кто запамятовал, то Нукуз является одним из двух важнейших персонажей из легенд о происхождении тюрков, в частности моголов. По легенде как раз этот Нукуз со своим братом Кияном, уцелевшие после истребительной межплеменной войны, ушли со своими семьями в недоступное урочище Эргенекон.
Вторая же строчка говорит нам о том, что Нукузы могли быть и Булугами. А кто такие булуги? Это один из крупнейших племен Уч Карлуков. Но я думаю здесь уместнее говорить о БУЛГАРАХ, нежели о булугах. Принятый в академических кругах "булуг" мог быть результатом неправильной огласовки от "блг".
Пока на руках у меня ничего нет, но в будущем может проясниться, что этнотермин "нукуз", так же как и "блг"/"булгу(н)/"булга(р) может иметь отношение к куньим, и к культу куньих.
Но это еще не все! Нукуз/Нагар в свою очередь имеет разночтение "нимин". Обратите внимание на пятую строчку(таблица 1). То, что этот "нимин" может иметь другую огласовку, как "найман", у меня сомнении не вызывает. Не спорю, смело и нагло! Но, господа, разрешите возразить, кому сейчас легко?
Ну а где же здесь "Секизогузы", или же "секизы"? Ответ перед вами - этот же Нукуз после ротации с-н читается как Сукуз/Секиз.
Да, мы продолжим. Но на данном этапе я хотел бы констатировать, что слова Найман, Нукуз и Секиз являются синонимами и история происхождения этих слов, ну, или этнонимов, уходит в глубь истории Кангаро-Аккада.
Еще одним моментом на которое я хотел бы обратить ваше внимание является следующее; во время сбора материала по данной тематике попадались так же, что-то типа омонимов, которых легко можно было принять за когнатов "нукуза" и "наймана". Но на поверку они оказались совершенно другими словами, передаются совершенно другими знаками и несут другие смысловые нагрузки, такие как "нимин" - сорок; "никассу" - сбор, подсчет. и т.д. Вот этот пример, на мой взгляд, является более интересным и информативным, поэтому я решил ограничиться только этим одним примером -
(ср. аккад. kaspu (правильно будет kIsAp(u). авт.)– «серебро, деньги» и nikkassu, nikkâsu, nîkâsu, nîkâssu – «счет», «подсчет», «итог»; «содержание»; «состояние»; «имущество», qaqqad kaspi – «капитал»)
{касса}
На самом деле это читается как "қисап", и остальные читаются как "жығыш"; "жию"; "жиғыш"; ("йығыш") и понимается как "қазна" , "сбор", "собирать", "касса" и "қисап" (подсчет). Или же понималось просто как "серебро".
Есть так же данные, которые можно интерпретировать в пользу матаев. А кто такие матаи, думаю казахи знают хорошо. Это один из крупнейших родов найманов. Смотрим -
Эти данные я комментировал бы следующим образом - близкими родственниками матаев являются туркмены-салгуриды. Они же, то есть, матаи и салгуры, являются киммерийцами! Возможно изначальной тамгой матаев был "қазаяқ", что тоже не так далеко от канглийско" Ү-образной тамги.
И кстати, обратите внимание на знаки, они сильно напоминают канглийскую Ү-образку(таблица 3).
Здесь единственное что выбивается из ряда, это обозначение "булуг". Возможно позже оно перешло в тамгу "балға". Если это действительно подтвердится, то это будет говорить о родстве с готами-катаями.
И еще один вопрос на который я еще не ответил - действительно ли "найман" переводится как "восемь"? Думаю да. Для этого смотрим сюда -
Это скриншот из работы В.В. Струве. Согласно тому, что здесь написано, на аккадском "восемь" звучит как "шаману"(на иврите (шмона) שְׁמוֹנָה) . С поправкой на ошибки в транскрибировании оно может звучать и как "саман", и даже как "семён", пускай будет даже "шимон". Но то, что нам нужно, для начала вычленяем согласные - смн/шмн и работаем.. А применима ли здесь ротация с-н? Разумеется! (Не поймите меня превратно, и дело вообще не в том, что я попер против "кнопаря Оккама", просто есть группа слов из кангаро-аккадского, которые невозможно понять без ротационных изменении!) Дык давайте применим ее! В итоге на выходе получаем "нмн" . Даем произвольную огласовку, и вуаля - наман/нумун/найман.
На этом у меня на сегодня все! Если есть соображения по теме, пишите в комментах.
Тулепбергенов Кайсаралы.