Будни юных писцов в древней Месопотамии, о которых рассказывают некоторые тексты, были довольно суровы. Учителя их били и ругали, а хорошим отношениям с товарищами часто мешала конкуренция. Окончив обучение, ученик становился писцом (аккадский термин ṭupšarru, шумерский dub.sar).
Лучшие ученики становились дворцовыми и храмовыми писцами.
Перед вами круглая глиняная ученическая табличка старвавилонского периода (XIX-XVII вв. до н.э.). На четырех строчках таблички написано предложение, которое можно перевести как «Когда овца выходит за городские ворота, он стрижет ее, как (свою) добычу». Текст написан учеником-писцом.
На обороте таблички та же самая фраза написана более опытным писцом: образец, с которого ученик копировал текст.
Хотя такие тренировочные таблички специально не хранились, а обычно отправлялись в переработку, чтобы повторно использовать глину, ученических текстов в Месопотамии было найдено довольно много.
По упражнениям на табличках можно восстановить процесс обучения молодых писцов:
Первым делом надо было научиться делать сами таблички, сначала круглые, как подушечки, потом уже более сложные прямоугольные и квадратные. Дальше мальчики и девочки (!) учились правильно держать в руках палочку для письма, стилос. Напомню, что клинописными писцами могли быть только правши. На следующем этапе юные писцы начинали тренировать базовые клинописные элементы. Только потом они переходили к заучиванию огромного числа знаков (слогов и логограмм - знаков, обозначающих слово). После долгих тренировок переходили к написанию небольших предложений.
На завершающем этапе долгого обучения писцы переходили к длинным текстам, копируя классику - мифы, гимны, сказки.
Вот еще одна табличка начинающего писца из Ниппура, показывающая немного усложненный первый этап обучения (написание составных элементов клинописных знаков). Табличка датируется концом 3 тыс. до н.э. Лицевая сторона таблички исписана последовательностью двух вертикальных клиньев и двойного вертикального:
На оборотной стороне та же последовательность усложняется: второй элемент чередует вертикальный, горизонтальный и угловой клинья:
А вот дошедший до нас фрагмент вавилонской клинописной таблички с ученическим упражнением. Он датируется началом 2 тыс. до н.э. (Ниппур, прото-Эа). Текст представляет собой словарик шумерского языка. Это тоже близкий аналог наших современных школьных прописей или словарных диктантов. На оборотной стороне видны следы детских зубов ученика-писца.
Мы доподлинно не узнаем, что произошло, но возможно мальчик в ярости разломал и затем искусал ненавистный дидактический материал, как современные дети могут исчеркать тетрадку, когда не получается задачка.