Биомедицина и сотрудничество – те киты, которые поднимают медицину на новый уровень, отметил в День науки вице-президент РАН Владимир Чехонин. Важному событию мира ученых посвящена пресс-конференция в РИА Новости «Россия и мир: достижения науки в области биомедицины».
«Российская биомедицинская наука находится если не на вершине, но на передовых позициях в мире», - заявил заведующий отделом фундаментальной и прикладной нейробиологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, а также глава кафедры медицинских нанобиотехнологий Российского государственного медицинского университета, академик Чехонин.
Он добавил, что «должна быть создана система, которая объединила бы усилия ученых различных стран мира». Особенно, когда речь идет о решении проблем СПИДа, инсультов, пандемии и других, которые не могут быть решены отдельными учеными, требуется объединение усилий. Сегодня, по его словам, роль биомедицинской науки огромна.
«Она является движителем и наши ученые показали себя хорошо в этой области. Особенно в условиях пандемии и борьбы с этой инфекцией. Безусловно, это, в первую очередь, создание целого ряда лекарственных препаратов. Здесь много было сделано. Российская биомедицинская наука находится если не на вершине, но на передовых позициях в мире», - подчеркнул ученый.
Сказанное особо касается создания научных биомедицинских платформ для лечения целого ряда заболеваний, отметил академик РАН Александр Румянцев, член Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья, президент НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева.
«Я бы продолжил тему влияния фундаментальных исследований на те клинические вещи, с которыми сталкиваются врачи. В этой области произошла революция, - сообщил он. - Секвенирование генома в 2000 году стало точкой роста для нового понимания клиники болезни».
По словам академика Румянцева, это позволяет предложить новый принцип лечения. Раньше многие смертельные заболевания лечились химией, трансплантацией костного мозга. Оказалось, что просто таблетка могла бы стабилизировать состояние пациента, потому что была найдена причина заболевания.
«Например, тяжелый иммунодефицит, приводящий к смерти, можно лечить введением гена- контролера, который может излечить пациента полностью», - отметил он, добавив, что, скажем, «острый лимфобластный лейкоз – 30% всех онкозаболеваний у детей. Результат выздоровления 30 лет назад был 30%. Сейчас – 84%. Это работа нескольких коллективов ученых».
«Орфанные заболевания сегодня успешно лечатся с помощью генной инженерии», - сообщил член-корреспондент РАН, директор Медико-генетического научного центра им. ак. Н.П. Бочкова, главный внештатный специалист по медицинской генетике Министерства здравоохранения РФ Сергей Куцев. Гемофилия, атрофия сетчатки и многие другие наследственные болезни, считавшиеся неизлечимыми, сегодня успешно лечатся благодаря новейшим методиками биомедицины, в частности, генной инженерии.
«Трудно было себе представить, что появится профессия «тканевой инженер», - присоединился к диалогу о биомедицине вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО «Генериум», профессор Дмитрий Кудлай.
«Любой из нас – организация клеток, - слова профессора. - И у клеток два пути патологического развития – либо гибель, либо фиброз. Можно управлять их дифференцировкой, влиять на эти процессы».
Когда пришел ковид, вопросы молекулярной биологии и биомедицины, по словам профессора, приобрели особое значение. Например, как бороться с цитокиновым штормом. Это проблема относится к сфере регенеративной медицины.