Найти тему
Шпионские страсти

Оперативная разработка в местах содержания подследственных

В феврале 1956 года за незаконное хранение оружия был арестован некто Афиногенов. Установить его личность процессуальными средствами не представлялось возможным, так как населенный пункт, где он якобы родился и проживал до 1935 года, в период войны немцами был сожжен.

Между тем подсаженному к нему в камеру агенту Афиногенов рассказал, что, совершив в период Отечественной войны тяжкое преступление, он в начале 1945 года сменил свою фамилию, имя и отчество и стал проживать по документам Афиногенова, погибшего во время бомбежки на территории Западной Германии. Получив эти сведения, органы госбезопасности приняли решение предать фигуранта суду за незаконное хранение оружия, а до отправки его в лагерь продолжить разработку Афиногенова с помощью агента, подсаженного к нему в камеру. То обстоятельство, что разрабатываемого судили как Афиногенова и только за незаконное хранение оружия, убедило его в том, что обман следствия удался и что сокамерник (агент госбезопасности) его не выдал. На третий день после суда он рассказал сокамернику, к которому стал испытывать чувство доверия, что в действительности является Красовским, уроженцем одного из районов Днепропетровской области, и что в период немецкой оккупации служил в полиции. Произведенной проверкой было установлено, что Красовский с начала 1942 по сентябрь 1943 года, являясь инспектором районной полиции, проводил активную карательную деятельность, участвовал в арестах, истязаниях и расстрелах партизан и советских патриотов. На основании этих данных Красовский был привлечен к ответственности за измену Родине. Приговор существенно отличался от первоначального.

Арестованная в сентябре 1955 года активная бандпособница ОУН Нечипуренко, находившаяся на нелегальном положении, на протяжении двух недель не отвечала на вопросы следователя, показывая жестами, что она глухонемая. Помещенная к ней в камеру агент сообщила, что Нечипуренко вполне здорова и в камере нормально разговаривает. Данные агента были проверены. Допрошенные после этого родственники Нечипуренко и проведенная судебно-медицинская экспертиза подтвердили, что она физически и психически полноценная личность и потерю слуха и дара речи на следствии симулирует. Будучи изобличена в симуляции, Нечипуренко созналась, что делала это с целью сокрытия от следствия своей преступной деятельности. В итоге она всё-таки предстала перед судом.

Арестованный в июне 1955 года гражданин Недбайло показал, что в СССР он прибыл по собственной инициативе с целью установить связь с участниками антисоветского иеговистского подполья и передать им иеговистскую литературу. С помощью же агента, подсаженного к нему в камеру, было установлено, что в СССР он прибыл по заданию руководства всемирного иеговистского центра. А это уже квалифицировалось следствием как связь с иностранными спецслужбами.

(Источник: М.А. Белянский)