Найти тему
Любитель балета

Культурный обмен балетом в «холодную войну»: Франция – СССР

В ближайших статьях я вам расскажу об обменных гастролях, состоявшихся в конце мая июне 1958 года: балета Большого театра СССР в Парижской опере и, соответственно, балета Парижской оперы в Большом. Это было второе прорубание «балетного окна» в послевоенную Европу, на «ту» сторону холодной войны: первыми были знаменитые гастроли Большого театра в Лондон в 1956 году. О них много написано и сказано, а вот об этих известно меньше, и поэтому я избрала их для повествования.

Еще до Лондона, в мае 1954 г., был «первый блин комом», когда в том самом Париже не состоялись гастроли группы из московских и ленинградских артистов балета, которые приехали с концертными программами. И вот через 2 года французы выступили с инициативой свершить не случившееся, да еще и в большем масштабе: провести обменные гастроли главных балетных трупп Франции и СССР, такое равноправное сотрудничество. Это были первые обменные гастроли балета СССР. Шок 1954 года, мол, уже прошел, зато во время этого «блина комом» и французы, и русские могли убедиться в интересе публики, которая после внезапной отмены устроила чуть ли не массовые беспорядки. Дело было так, что тогда вдруг, день в день, первый концерт был отменен, как и все остальные. Тут была политическая подоплека: французские войска как раз потерпели крупное поражение в Индокитае (сдали крепость Дьенбьенфу), и во Франции объявили трехдневный траур, отменив все развлекательные мероприятия. Вроде все логично, но на самом деле – сложнее. Галина Уланова вспоминала:

«Но, как мы узнали, многие увеселительные клубы, кабаре продолжали работать. А мы оказались под строгим запретом. Но истинная причина заключалась в том, что советское правительство сочувствовало Индокитаю в его борьбе. Впрочем, как нам говорили, французы в большинстве своем тоже эту войну не одобряли.
В общем, мы попали в ловушку, да не только мы, но и парижские зрители. Почему-то их заранее не предупредили об отмене нашего концерта. Перед зданием театра собралась огромная толпа. Люди кричали, возмущались. Полиция еле сдерживала их».

Но вот это забыто: балет двух стран поехал укреплять мир и налаживать культурные связи. Начнем рассказ с французов у нас. Об их приезде хорошо оповестили публику, выпустили большой, основательный буклет о гастролях. А театральным музеем им. А. А. Бахрушина была как раз подготовлена выставка «Французский балет XVIII и XIX веков», подчеркнувшая давние традиционные связи балетного искусства Франции и России.

Французы привезли 6 программ из одного-двух балетов. Это были 9 сочинений руководителя балета Парижской оперы Сержа Лифаря, бессмертная «Жизель», «Хрустальный дворец» Дж. Баланчина, «Этюды» Х. Ландера и еще немного. Даже «Жизель» шла не одна за вечер, а в паре с «Дивертисментом» Лифаря по мотивам сюжета «свадьба спящей красавицы» (соответственно, по Петипа). Если желаете точности, то вот порядок программ (начало – 1 июня):

1 – «Вариации», «Видения, «Этюды» (Лифарь и Ландер)

2 – «Жизель», «Дивертисмент»

3– «Наутеос», «Идиллия», «Сюита в белом» (Лифарь и Скибин («Идиллия))

4 – «Федра», «В музее», «Сюита в белом» (Лифарь)

5 – «Фантастическая свадьба», «Лебедь», «Хрустальный дворец» (Лифарь – по Фокину – Баланчин)

6 – «Рыцарь и девушка», «Хрустальный дворец» («Рыцарь» – Лифаря).

Из балетмейстеров приехал в СССР только Харальд Ландер, Лифаря не было. Приехали балерины Иветт Шовире, Лиан Дейде и Марджори Толчиф, премьеры Мишель Рено, Жорж Скибин, Петер ван Дийк, Юлий Алгаров и другие артисты и артистки.

Из администраторов делегацию возглавляли директор объединения французских национальных оперных театров Жорж Ирш и генеральный секретарь Национального оперного театра Робер Фавр Ле Бре.

В театре, особенно в первый вечер, присутствовало много высоких лиц – из министерств, посол Франции и др. Директор Ирш и зам. директора Большого С. Лемешев обменялись приветственными речами. Французы начали гастроли вечером разножанровых программ: от оммажа балетному романтизму («Вариации» на музыку Ф. Шуберта) через балет модернистского толка («Видения») к простым для понимания и приятным «Этюдам», показывающим этапы обучения классическому танцу от простейших упражнений до сложных фигур. «Летописцем» этих гастролей в газетах стал бывший солист Большого театра, партнер Галины Улановой, народный артист РСФСР Михаил Габович. О его впечатлениях и содержании программ – в следующей статье. Вот здесь.

Так выглядела одна из первых заметок.
Так выглядела одна из первых заметок.

Спасибо за внимание, подписывайтесь, комментируйте.

#театры и балет #культура #история #франция #СССР

Продолжения:

«Французский балет – словно цветущий сад с пряным ароматом благоухающих цветов». О гастролях 1958 года в Москве
Любитель балета9 февраля 2022
«Труппа Большого театра покорила Париж». 1958 год. Вступление
Любитель балета18 февраля 2022