Шелепиха – это не только название когда-то деревни ближайшего Подмосковья, а сейчас микрорайона в Центральном округе столицы, такое название ещё имеет и речка, и даже не одна. Хотя, ориентируясь на некоторые записи прошлого, и деревня получила своё название от протекавшей рядом одноимённой речушки. Куда эта речушка делась, упоминание о которой потом пропало, это уже другой вопрос. А здесь речь пойдёт о других реках с названием Шелепиха.
В России имеется две речки с названием Шелепиха: одна в Вологодской области, а другая в Кировской области.
О той, что в Вологодской области, информации немного. Маленькая речушка длинойё около 4 км, протекает в лесу недалеко от деревни Мосеево и впадает в реку Еденьга. То есть чтобы её увидеть, нужно идти в лес.
Другая река с названием Шелепиха находится в Кировской области возле города Белая Холуница. Длина её около 7 км, максимальная ширина – 130 м. Протекает через деревню Федосята и посёлок Сосновка. Впадает в реку Белая Холуница.
На берегу этой речки летом отдыхают местные жители, которые, кстати, произносят её название с ударением на вторую "е", то есть Шеле́пиха.
Увидеть её можно также двигаясь по федеральной трассе Р-243 (Кострома – Шарья – Киров – Пермь) на 689-м километре.
Помимо рек, была ещё и деревня с названием "Шелепиха". Находилась она в Гагаринской волости Ветлужского уезда Костромской губернии (ныне это Шарьинский район Костромской области). С советских времён эта деревня пропала из обозначений как на картах, так и в документах. В той местности раньше было много деревень, сейчас из соседних с той Шелепихой на карте обозначаются только Аристиха и Ракитиха, в которых уже вроде как никто не живёт даже сейчас.
Кстати, что интересно, в тех краях очень много сёл и деревень, включая исчезнувших, с названиями с окончанием на "-иха": Шелепиха, Аристиха, Ракитиха, Паршиха, Иваниха, Слепниха, Щечиха, Танашиха и т.д.
Помимо Костромской области, такое скоплением имеется также ещё и, например, в Харовском районе Вологодской области: Будриха, Жерличиха, Клепестиха, Косариха, Спичиха, Селезениха и т.д.
Но интерес вызывает не само это скопление, а то, к какому заключению пришёл исследователь топонимии и антропонимии Вологодской области, Александр Васильевич Кузнецов, изучая происхождение топонимов с окончанием "-иха". Разбирая публикацию дозорной книги Вологодского уезда конца XVI века, он обратил внимание, что в то время деревни с "-иха" имели другие окончания. Например, Косариха называлась Косарёвской, Селезниха - Селезнёвской и т.д. Сопоставляя сведения из разных писцовых книг, ему удалось выяснить, что окончания "-иха" появлялись только у тех деревень, которые в своей истории проходили через стадию пустоши, то есть населения в деревне не было, а земля находилась в запущении или, в лучшем случае, обрабатывалась жителями соседних деревень. У писцов XVII века были определённые правила фиксации объектов деревенского хозяйства: многие слова сокращались, а для записи некоторых названий деревень имели место быть некоторые правила. И, как предполагает Александр Кузнецов, писцы при фиксации факта запустевшей деревни меняли её изначальное название на новое с окончанием "-иха". А количество опустевших деревень в этой местности Вологодской области резко возросло после большого голода, ставшего последствием Смутного времени.
Говоря уже о московской Шелепихе, мы знаем, что после Смутного времени данная местность, где находилась деревня Афанасовка (а здесь проходили боевые действия), превратились в полную и беспросветную пустошь. «...Пустошь Шелепишка, что была деревней Афанасовской, на реке Москве», - так было написано в писцовой книге, датированной 1623 годом. И теперь, исходя из выводов вологодского исследователя-краеведа Александра Кузнецова, кажется становится понятно, почему изначальное Шелепиша или Шелепишка, в которой имеется характерная фино-угорская гидронимика, трансформировалась в Шелепиху - просто эта местность проходила стадию запустения после Смутного времени.
Какие были изначальные названия вышеупомянутых деревень в Костромской области, то есть до того, как к ним прибавили "-иха", неизвестно. Но в их топонимике не прослеживается уже что-то из ярко выраженного фино-угорского происхождения. И поэтому вряд ли костромская Шелепиха в прошлом тоже была Шелепишей. Можно предположить, что она изначально называлась Шелепино, Шелеповка или ещё что-то подобное.